Стоимость оливкового масла в последние несколько лет неуклонно растёт. Причина в сокращении предложения на мировом рынке и снижении курса рубля. Впрочем, специалисты ждут скорой стабилизации цен.
По данным экспертно–аналитического центра агробизнеса "АБ–Центр", в 2023 году объём импорта оливкового масла снизился на 28,8% по сравнению с 2022–м. Отрицательная динамика наблюдается уже 3 года подряд. Оливковое масло — востребованный продукт, покупают его не только частные потребители, оно также используется в производстве майонеза и в сегменте HoReCa. И если рядовые покупатели могут заменить его альтернативными продуктами, то бизнесу придётся мириться с ростом цен, пока поставки не восстановятся.
Поставки оливкового масла в России росли по мере роста потребления. Генеральный директор "АБ–Центра" Алексей Плугов сравнивает динамику российского рынка оливкового масла за период с 2001 по 2014 год с японским, только со сдвигом на 20 лет назад. Изначально население Страны восходящего солнца совсем не потребляло масло из плодов оливы. Но со временем ввоз продукта стал наращиваться, и в условиях стабильного курса йены следом выросло и потребление. Аналогичный сценарий складывался и в России. В начале 2000–х годов ввозилось всего 3,4 тыс. т. К 2006 году показатель уже достиг 9,6 тыс. т. Пик поставок пришёлся на 2013 год — тогда объём импорта составил 30,9 тыс. т.
"Оливковое масло активно продвигается компаниями, производителями и продавцами. Многие зарубежные поставщики имеют представительства в России. Поэтому они могут выстраивать эффективные маркетинговые стратегии и повышать популярность своего товара", — объясняет специалист.
К 2015 году поставки масла просели вследствие нестабильности курса. Но в 2020 году Россия почти восстановила импорт (ввоз составил 28,4 тыс. т.). Следующие 3 года шло сокращение, на что во многом повлияла пандемия и санкции, введённые в отношении России.
Как отметили в пресс–службе Масложирового союза России, в целом по стране цена за 1 литр увеличилась за год на 20%. "Оливковое масло в России всегда относилось к товарам премиального класса из–за более высокой стоимости по сравнению с другими растительными маслами, и доля его потребления в настоящее время составляет лишь полпроцента", — добавили там.
По данным Росстата, средняя розничная цена на оливковое масло в Санкт–Петербурге в феврале 2024 года составила 1 445,5 рубля за литр, что на 14% больше, чем в аналогичный период 2023 года (1269,6 рубля за литр). С 2020 года масло подорожало на 42,5%.
Впрочем, специалисты отмечают, что ситуация с ростом цен временная. По словам представителя петербургского предприятия "Паритет ММ", причинами сокращения ввоза оливкового масла в Россию стали увеличение отпускной стоимости продукции, рост курса валюты, повышение стоимости международной доставки и закрытие погранпереходов в странах Прибалтики и Финляндии.
"Да, ввозить стали меньше, но для нас ситуация на рынке остаётся стабильной. В Петербурге есть спрос — и оптовый, и розничный", — добавляют в организации.
Предприниматель Иван Кузнецов полагает, что спрос в Петербурге практически не изменился. "Традиционно к лету интерес горожан к этому продукту растёт, начиная с поста, когда нужно вносить разнообразие в рацион питания. Далее овощи начинают дешеветь и свежие салаты в рационе петербуржцев появляются всё чаще. Не думаю, что есть глобальные изменения", — считает эксперт.
Впрочем, цифры говорят, что ситуация на рынке далека от стабильной. Если в 2022 году в Россию было ввезено 24,5 тыс. т оливкового масла, то в 2023 году уже 17,4 тыс. т. Сокращение составило 28,8%. С 2010 года это вторая рекордная просадка.
Произошла она после ощутимого сокращения мирового предложения оливкового масла в 2023 году. Ключевые страны–производители собрали небольшой урожай из–за аномальной жары и вредителей.
По словам Алексея Плугова, среднегодовая цена выросла в долларовом выражении в 2023 году на 34,8%. Это касается оптовых цен, по которым товар ввозится в Россию. В пересчёте же на рубли рост составил 71,4%.
"Принято считать, что оливковое масло производится в Италии, Испании, Португалии, Греции и немного во Франции. Но этот продукт в больших объёмах выпускается и в Турции, где урожай стабильнее. При прочих равных климат там мягче, страна зажата между морями. Также есть производства в Тунисе, Алжире, Египте, Марокко и ряде других африканских стран, для которых появляется реальная возможность выхода на новые рынки. Российский рынок как минимум платёжеспособен и не имеет заградительных мер по защите", — замечает Иван Кузнецов.
Алексей Плугов прогнозирует, что с высокой вероятностью в 2024 году поставки начнут восстанавливаться, поскольку на данный момент курс валют стабилизировался. Но всё зависит от объёма урожая.
По мнению генерального директора информационно–консалтингового агентства INFOline Ивана Федякова, оливковое масло для большинства российских потребителей является чрезмерно дорогой категорией продукта, поэтому основную долю полок в магазинах занимают смеси, в которых составляющая оливкового масла доходит до 10%.
Удорожание оливкового масла приводит к тому, что люди начинают употреблять другие виды продукта. Эксперты уточняют, что на отечественном рынке есть много альтернатив оливковому маслу. Например, льняное. "Изначально его продавали только в аптеках, а сейчас оно активно предлагается в супермаркетах. При этом по полезным свойствам льняное масло не хуже, а цена более доступна, чем за аналогичные объёмы оливкового", — рассуждает Алексей Плугов.
На отечественном рынке представлен широкий ассортимент разных масел. В супермаркетах стоят бутылки кукурузного, кунжутного, льняного, очищенного рапсового масла и многих других. Льняное масло практически всё отечественное, его производство растёт, а цена не зависит от колебаний курса рубля.
Также Россия является одним из крупнейших производителей и ключевых экспортёров семян льна за рубеж. Развито производство и подсолнечного масла — этот продукт во многом ориентирован на экспорт.
"Если бы производители точно так же занимались продвижением других масел и рассказывали об их пользе, делали качественную упаковку, то их популярность у потребителей была бы выше. Эффективно было бы создать и премиум–сегмент льняного масла, поскольку покупатели часто привязывают качество к стоимости", — полагает специалист.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение