Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
00:05, 14.05.2013 — Новости
автор: OilWorld.Ru

Обзор российского рынка сливочного масла


Исследования компании ID-Marketing

Сливочное масло – пищевой продукт, изготавливаемый путем сепарирования или сбивания сливок. Традиционно масло производят из коровьего молока. Для натурального сливочного масла характерно высокое содержание молочного жира – от 50 до 82,5%. В соответствии с ГОСТ, выпускается сливочное масло следующих видов:
* традиционное (не менее 82,5% жира): сладко-сливочное и кисло-сливочное, несоленое и соленое;
* любительское (не менее 80% жира): сладко-сливочное и кисло-сливочное, несоленое и соленое;
* крестьянское (не менее 72,5% жира): сладко-сливочное и кисло-сливочное, несоленое и соленое;
* бутербродное (не менее 61,5% жира): сладко-сливочное и кисло-сливочное несоленое;
* чайное (не менее 50% жира): сладко-сливочное и кисло-сливочное несоленое.
За последние восемь лет наибольший объем производства сливочного масла в России приходится на 2008 год, когда было выпущено 257,5 тысячи тонн (рис. 1).

В последние пару лет объемы производства сливочного масла в среднем находятся на уровне немногим выше 210 тысяч тонн. В 2011 году рост составлял 4,8% по отношению к предыдущему периоду. В 2012 году по сравнению с 2011-м показатели практически не изменились.
В соответствии с программой развития маслоделия и сыроделия на 2011–2013 годы одним из целевых показателей в сегменте сливочного масла являлось увеличение объемов выпуска продукта до 264,2 тысячи тонн. Однако даже этот показатель не так велик, если обратится к объемам производства масла в 1990-х годах. В частности, в 1990 году в стране выпускалось 825 тысячи тонн масла, что в 3,8 раза больше, чем в 2012-м. Прямой причиной сокращения выпуска сливочного масла в стране стало снижение объемов надоев молока, а также ухудшение его качества.
В структуре российского производства преобладает выпуск сладко-сливочного масла с массовой долей жира от 50 до 79% (рис. 2).

В соответствии с ГОСТ, в эту категорию попадают такие виды масла, как крестьянское, бутербродное и чайное. В 2012 году производство сладко-сливочного масла с массовой долей жира от 50 до 79% практически соответствовало уровню 2011 года – на долю указанного сегмента пришлось 87%. Отдельно стоит отметить, что в 2012 году наблюдался почти 16-кратный рост производства подсырного сливочного масла (продукт, произведенный из сливок, полученных при изготовлении сыра). Такое масло применяют при выпуске плавленого сыра, его жирность составляет не менее 80%. Однако доля данного вида масла в совокупных объемах производства незначительна – 1,3%, по итогам 2012 года.
Территориальное распределение производства сливочного масла носит неравномерный характер: более 60% производства приходится на два федеральных округа – Приволжский и Центральный. В 2012 году доли этих округов составили соответственно 35,5 и 27,7%.
По итогам прошедшего года, выпуск сливочного масла увеличился в Центральном округе – на 15,3%. Рост зафиксирован и в Южном ФО – 0,6%. В Приволжском округе показатели сократились на 3,8% по отношению к 2011 году. Также снизилось производство сливочного масла в остальных округах.
В региональном разрезе на десятку основных регионов приходится почти половина производства. По итогам 2012 года, лидерство в выпуске сливочного масла принадлежит Воронежской области – 16,6 тысячи тонн, или 7,8% в натуральном выражении (рис. 3).

В тройке ведущих производителей также Татарстан и Алтайский край, с объемами производства соответственно 15,8 и 11,2 тысячи тонн.
На федеральном уровне основная конкуренция, как в сегменте сливочного масла, так и в целом в молочной отрасли, ведется между двумя крупнейшими игроками. Лидером рынка является ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания», в состав которого входит 37 производственных предприятий. Серьезную конкуренцию после объединения ему составляет ГК «Danone-Юнимилк». Объединение двух компаний произошло в ноябре 2010 года в России и СНГ. По официальным данным «Danone-Юнимилк», на долю группы компаний приходится 21% молочного рынка. Оборот этого игрока по отношению к 2011 году вырос на 5% и составил около 79 млрд рублей. Что касается «Вимм-Билль-Данн», то, по оценкам экспертов, рыночная доля холдинга составляет порядка 30%.
Важным свойством для сливочного масла является его натуральность. Большинство проводимых экспертиз затрагивают крупные бренды, подтверждая, в частности, отсутствие в них растительных жиров. Однако фальсификация продукции в данном сегменте, безусловно, имеет место быть. Использование растительных производных, таких как, например, пальмовый жир, приводит к удешевлению продукции. Цена выступает значительным аргументом при выборе продукта потребителем.
В России стоимость одного килограмма сливочного масла за последние десять лет возросла практически в 3,3 раза. Так, в 2002 году она составляла в целом по стране 80,08 рубля*, а в 2012 году показатель достиг уровня в 260,84 рубля. Наибольшая цена на сливочное масло в 2012 году была зафиксирована в Ненецком АО (415,32 рубля за килограмм), а наименьшая – в Саратовской области (201,49 рубля за килограмм). В сравнении с 2011 годом в Ивановской области цена на масло возросла на 18,4% – самый большой рост по стране. А вот Республику Хакасию по итогам 2012 года можно выделить как регион с наибольшим снижением цены на данный продукт – на 10,4% по отношению к 2011 году.
Стоит отметить, что цена производителей, по данным ФСГС, находится на уровне 173,77 рубля за килограмм в целом по России, что на 50,1% ниже потребительской цены на сливочное масло, которая составляет 260,84 рубля.
По сравнению с объемами производства, экспорт сливочного масла в десятки раз ниже и занимает незначительную долю в структуре рынка. Напротив, доля иностранной продукции значительна: импорт сливочного масла** в Россию составляет порядка 23% емкости рынка. В 2012 году ввоз данного продукта сократился на 4,9% по отношению к показателю 2011 года. Лидерство в поставках сливочного масла, по итогам прошедшего года, принадлежит продукции Новой Зеландии (рис. 4).

Однако относительно 2011 года показатели страны в натуральном выражении сократились на 33,8%. На втором месте находится продукция Уругвая, опередившая Финляндию, которая занимала данную позицию в 2011 году. Финское сливочное масло замыкает тройку ведущих стран-производителей. При этом в 2012 году ввоз уругвайского масла вырос в 2,2 раза, а финского всего на 4,5% по отношению к 2011 году. Сливочное масло уругвайского производства ввозится российскими компаниями в страну для дальнейшей переработки и розничной фасовки.
Тройка основных иностранных производителей, конкурирующих на российском рынке, представлена новозеландской фирмой Fonterra Ltd, финской Valio Ltd. и уругвайской Conaprole S.A., которая является одной из ведущих молочных компаний в Латинской Америке и сотрудничает с фирмами более чем в 60 странах мира. Совокупная доля лидирующей тройки компаний в 2012 году составила 64% российского импорта в натуральном выражении (рис. 5).

В целом, конкуренцию отечественным производителям сливочного масла на розничных прилавках, в частности, таким брендам, как «Домик в деревне» («Вимм-Билль-Данн Продукты питания») и «Простоквашино» («Danone-Юнимилк»), составляют иностранные Anchor (Fonterra Ltd.), Valio (Valio Ltd.), President (Lactalis International) и другие. При этом стоит отметить, что помимо федеральных марок на региональном уровне конкурентами выступают и местные производители.

* Средние потребительские цены, по данным ФСГС РФ на конец года.
** Анализ внешнеторгового рынка проведен по коду ТНВЭД ТС 040510, без учета данных по Белоруссии и Казахстану.

Луиза Точиева,
аналитик ID-Marketing

Опубликовано в журнале
RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы