00:55, 24.09.2013 — Новости
автор: OilWorld.Ru

Обзор российского рынка гипермаркетов FMCG


Исследования аналитического агентства INFOLine

В апреле 2013 года ИА INFOLine было подготовлено исследование «Рынок гипермаркетов FMCG России. Итоги 2012 года. Прогноз до 2015 года», в котором были выявлены основные тренды и тенденции развития этого рынка.
Основными драйверами развития формата «гипермаркет» в 2012 году стали компании «Магнит» (в этой сети было открыто 53 гипермаркета), «Лента» (14 гипермаркетов), «O’кей» (10 гипермаркетов), «Ашан» (8 гипермаркетов), Metro Cash & Carry (5 гипермаркетов) и «Самбери» (4 гипермаркета). Кроме того, по 3 гипермаркета было открыто сетями Prisma, «Райт» (ГК «Элемент-трейд») и «Европа», а по 2 гипермаркета – сетями «Карусель» (X5 Retail Group), «Аллея» (ГК «Командор»), «Наш» (ОАО «Седьмой континент»), «Фуд-ритейл» (ГК «Лама»), «Дельта» (ГК «Норман-Виват») и «Эссен» (ООО «Оптовик»).
В 2012 году ГК «Вестер» закрыла практически все торговые объекты в Калининградской области. Исключение составили 25 объектов (в том числе 3 гипермаркета). Кроме того, продолжил работу гипермаркет «Вестер», развивающийся по франчайзингу в Кабардино-Балкарии. В целом за второй-четвертый кварталы 2012 года закрылось 27 объектов сети, в том числе 17 гипермаркетов. Семь собственных торговых площадей, расположенных за пределами Калининградской области, были проданы торговой сети «Лента» (2 – в Белгороде, 2 – в г. Воронеже, 1 – в Оренбурге и 2 – в г. Ярославле). Арендованные площади компании были заняты гипермаркетами сетей «Европа» (г. Старый Оскол), «Магнит» (г. Ульяновск) и «Лента» (г. Таганрог), а также были превращены в торговые галереи, причем часть из них оставались пустующими по состоянию на 1 апреля 2013 года.
Общие площади гипермаркетов, открытых в 2012 году, превысили показатель 2011 года на 25,8%, а закрытых – на 44,2% (в основном за счет закрытия гипермаркетов сети «Вестер»). Наибольший прирост площадей в 2012 году обеспечили торговые сети «Магнит», «Лента» и «О’кей» – на них приходится соответственно 20,6, 15 и 12,7% общего прироста площадей (рис. 1).

Стоит отметить, что прирост площадей гипермаркетов «Магнит» в 2012 году снизился: для сравнения, в 2011 году при количестве открытий 42 гипермаркета этот показатель составил 23,6% в общем приросте площадей гипермаркетов. Данная ситуация связана в том числе с тем, что торговая сеть «Магнит» стала развивать формат гипермаркетов «Магнит Семейный», торговые площади которых не превышают 1,5 тысячи кв. метров (по состоянию на январь 2013 года в данном формате было открыто 20 гипермаркетов сети).
Доля торговой сети «Магнит», несмотря на масштабную инвестиционную программу 2012 года, в общем приросте площадей сократилась на 3 п.п. (большей частью за счет открытия нового формата гипермаркетов меньшей площади – «Магнит Семейный»). Доля X5 Retail Group* и Metro Cash & Carry сократилась соответственно на 1,6 и 1 п.п. При этом доля сети «Лента» увеличилась сразу на 10,4 п.п., а доли сетей «О’кей» и «Ашан» – соответственно на 2,5 и 1,7 п.п.. Прочие сети продемонстрировали сокращение прироста площадей в формате «гипермаркет» – на 9,2 п.п.
Активное развитие формата «гипермаркет» продолжится и в 2013–2015 годах. Так, к вводу в 2013 году запланировано более 140 гипермаркетов. Однако реальный объем ввода может оказаться ниже из-за тенденции переноса сроков, характерной для российского рынка торговой недвижимости (рис. 2, 3).

Что касается планов по открытию на 2013 год, то наиболее масштабную программу реализует «Магнит» (более 60 гипермаркетов), планируя к 2017 году довести количество гипермаркетов до 650 (в среднем по 100 гипермаркетов «Магнит» и «Магнит Семейный» в год). Вторая по масштабам инвестиционная программа в сегменте гипермаркетов реализуется сетями «Лента» и «О’кей», которые планируют в 2013 году открыть по 16-17 гипермаркетов. Активно развиваться в 2013 году также планируют торговые сети «Aшан» (15 объектов «Ашан», «Ашан-сити» и «Наша Радуга»), Metro Cash & Carry (6-8 объектов) и «Европа» (6 объектов).
Стоит отметить, что торговая сеть «Ашан» сохраняет план по увеличению количества гипермаркетов в России: с 58 в настоящее время до 100 к 2015-му. Однако если ранее ритейлер планировал увеличить число гипермаркетов до 150 к 2015 году, то теперь данного показателя планируется достичь не ранее 2017 года. В 2013 году намечается открытие 15 гипермаркетов «Ашан», «Ашан-сити» и «Наша Радуга». Также в течение 2013 года будет проведен ребрендинг 16 гипермаркетов Real-, приобретенных «Ашаном» в ноябре 2012 года (в марте 2013 года ФАС РФ одобрил заключение сделки).
В 2013 году торговая сеть «Дикси» планирует запустить новый формат классических гипермаркетов площадью до 14 тысяч кв. метров. Что касается формата сети «Мегамарт», то в 2012–2015 годах его развитие ожидается на уровне 2-3 гипермаркетов в год в Уральском регионе и в г. Перми.
Кроме того, в марте 2013 года стало известно о запуске проекта гипермаркетов-дискаунтеров новой торговой сети NL (New Lenta), учрежденной бывшими совладельцами торговой сети «Лента» Августом Мейером и Дмитрием Костыгиным. В 2014–2016 годах компания намерена открыть 10 магазинов в Санкт-Петербурге, в том числе в 2013 году начнется активное строительство 3 гипермаркетов-дискаунтеров.
Специалистами ИА INFOLine в рамках исследования было проанализировано более 240 нестоличных городов с населением свыше 50 тысяч человек. В результате было выявлено, что по состоянию на 1 января 2013 года в 130 из рассматриваемых городов гипермаркеты не представлены. Это формирует предпосылки для реализации проектов по открытию магазинов данного формата. Учитывая масштабную программу «Магнита», данные города являются потенциальными для развития этой торговой сети.
В рамках изучения перспектив дальнейшего развития формата «гипермаркет», специалистами INFOLine были проанализированы 27 крупнейших регионов и их столицы на предмет насыщенности этим форматом. Так, по итогам 2012 года, наибольшей насыщенностью среди 27 столиц регионов обладал г. Краснодар, в котором на тысячу жителей приходится 127 кв. метров торговой площади гипермаркетов. Устойчивые лидирующие позиции на рынке Краснодара занимает «Магнит», развивающий мультиформатную сеть гипермаркетов и магазинов. Наибольшее количество гипермаркетов на 1 млн жителей отмечено в г. Ижевске – 20,7. Лидирующие позиции по количеству гипермаркетов на рынке Ижевска занимают сеть «Магнит» (5 гипермаркетов) и «Ижтрейдинг» (4 гипермаркета «Ижтрейдинг» и «Три Банана»). Традиционно низкие показатели насыщенности гипермаркетами – в Москве, где градостроительная политика препятствует реализации проектов по строительству отдельно стоящих гипермаркетов, а потенциал размещения гипермаркетов FMCG в торговых центрах ограничен. Насыщенность гипермаркетами FMCG по городам РФ, по состоянию на январь 2013 года, представлена на рисунке 4.


Основным драйвером развития формата «гипермаркет» становится освоение городов с населением менее 500 тысяч человек, для чего ряд ритейлеров выводит на рынок новые форматы меньшей площади («Наша Радуга» от «Ашан», Metro Punct от Metro Cash & Carry, а также уменьшенные «Карусель» от Х5 Retail Group, «Магнит Семейный» от сети «Магнит» и городской супермаркет «Лента» от сети «Лента»).
Наиболее перспективными для развития формата «гипермаркет» – как в «полном», так и в «малом» формате – представляются Центральный и Приволжский федеральные округа. По состоянию на 1 января 2013 года, в 30 городах этих регионов (с населением более 50 тысяч человек в каждом из городов) данный формат не представлен (рис. 5).


В 2012 году 29 из 138 открытых гипермаркетов были введены в городах, где ранее данный формат представлен не был. В том числе в Центральном ФО – 9 гипермаркетов в 8 нестоличных городах (в г. Костроме было открыто сразу 2 гипермаркета – «Карусель» и «Наша Радуга»), в Приволжском ФО – 7 гипермаркетов в 7 нестоличных городах, в Уральском ФО – 4 гипермаркета в 4 нестоличных городах, в Дальневосточном ФО – 3 гипермаркета в 3 нестоличных городах, в Южном ФО – 3 гипермаркета в 3 городах, в Северо-Западном ФО – 2 гипермаркета в 2 городах (в г. Мирный Архангельской обл. и в г. Сыктывкаре Республики Коми), в Сибирском ФО – 2 гипермаркета в 2 городах (в г. Канске Красноярского края и в г. Бийске Алтайского края). Интересно, что, несмотря на высокую насыщенность, лидером по количеству открытий гипермаркетов в 2012 году остался Санкт-Петербург – 8 гипермаркетов (3 гипермаркета Prisma, 2 гипермаркета «Лента» и по одному гипермаркету «Ашан» на месте закрытого гипермаркета Real-, «О’кей» и «К-РУОКА» (международной компании Kesko Group, не представленной ранее в России в формате FMCG).
Согласно исследованию и рейтингу INFOLine FMCG Retail Russia TOP, Auchan Group упрочил лидерство в сегменте гипермаркетов FMCG России по выручке. По состоянию на начало 2013 года, торговая сеть «Ашан» управляла 57 гипермаркетами общей торговой площадью 565,9 тысячи кв. метров (рис. 6).


Как уже отмечалось, наиболее масштабную программу по открытию гипермаркетов в 2013 году реализует торговая сеть «Магнит. По состоянию на начало 2013 года сеть является лидером по количеству объектов формата «гипермаркет» на рынке FMCG России, управляя 126 гипермаркетами «Магнит» и 20 гипермаркетами малого формата «Магнит-Семейный» общей торговой площадью 412 тысяч кв. метров.
Проанализировав планы развития сетей гипермаркетов FMCG России, специалисты ИА INFOLine разработали прогноз выручки ТОП-сетей гипермаркетов на 2013–2015 годы (табл. 1).

В соответствии с прогнозом (без учета возможных сделок M&A в Топ-6 ритейлеров), по итогам 2015 года, «Магнит», скорее всего, выйдет на четвертую позицию по выручке, потеснив торговую сеть «О’кей». Также прогнозируется, что, несмотря на активизацию инвестиционной деятельности российских ритейлеров – «Магнита», «Ленты» и «О’кея», – лидером останется Auchan Group.

* Без учета закрытий гипермаркетов сети в г. Самаре и г. Рязани, с учетом которых сеть в 2012 году продемонстрировала отрицательный прирост (-3 тысячи кв. метров).

Оксана Арнаутова,
старший аналитик агентства «INFOLine-Аналитика»

Опубликовано в журнале RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-03-22
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
27750.00 - 50 28000.00 + 0
ПФО
26300.00 + 400 27000.00 + 600
СКФО
28150.00 + 150 28500.00 + 0
ЮФО
28300.00 + 800 28500.00 + 0
СФО
28500.00 + 500 28500.00 + 0
на 2024-03-22
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
70000.00 + 4500 72000.00 + 2900
ЮФО
68500.00 + 200 69500.00 + 200
ПФО
69500.00 + 100 70200.00 + 400
СФО
70200.00 + 0 70400.00 + 0

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы