00:10, 27.04.2015 — Новости
автор: OilWorld.Ru

Обзор российского рынка растительного масла


Исследования компании «РБК.research»

На протяжении последних 15 лет в мире наблюдается уверенный рост производства растительного масла. Значения среднегодовых приростов колеблются от 2 до 9%, а средний показатель прироста объемов производства с 2000 года составляет 4,9% (рис. 1).

К 2014 году объем мирового производства растительного масла достиг 176 млн тонн, тогда как в 2000 году значение аналогичного показателя находилось на отметке в 90 млн тонн. Подобный рост в первую очередь обусловлен ростом численности населения в мире, а также увеличением доли промышленного потребления растительных масел. В частности, все большее количество растительного масла используется в качестве биодизельного топлива. Однако в 2015-м и в последующие годы рост производства растительного масла в мире может замедлиться. Это будет связано со снижением спроса на биодизельное топливо ввиду падения цен на традиционные энергоресурсы.
Наиболее популярными видами растительного масла в мире являются пальмовое и соевое – в структуре мирового производства на них приходится, соответственно, 35,7 и 26,8% (рис. 2).

Рапсовое масло, не столь популярное в нашей стране, в мире уверенно занимает третье место с долей в 15,4%. Подсолнечное масло, самое распространенное в России и на Украине, в структуре мирового производства располагается только на четвертом месте, занимая долю в 8,7%.
В 2014 году крупнейшим производителем растительного масла в мире стала Индонезия – на ее долю приходится 19,2% (рис. 3).

Индонезия является абсолютным лидером среди ведущих стран – производителей растительного масла. Далее следуют Китай и Малайзия, доли которых составляют, соответственно, 12,3 и 12%, а также Евросоюз (27 стран), с долей в 8,9%. России принадлежит 2,6% мирового производства растительного масла, причем в последние годы доля нашей страны постоянно увеличивается.
Вслед за мировым рынком растительного масла, российский рынок уверенно развивается. В частности, за последние 10 лет объем производства растительного масла в РФ увеличился более чем в 2 раза. При рассмотрении динамики развития производства растительного масла в России, начиная с 2002 года можно выделить несколько периодов. С 2002-го по 2006 год на рынке наблюдалась фаза уверенного роста, который составлял 15-30% в год (рис. 4).

В 2007 году отмечалось небольшое снижение темпов производства растительного масла, а вот 2008 год и вовсе стал неудачным – спад производства составил более 9%. В то же время падение было полностью обусловлено неурожаем подсолнечника в 2007 году. Поэтому вслед за сбором нового урожая, а также в связи с наступлением мирового финансово-экономического кризиса уже в 2009 году в России стал наблюдаться уверенный рост производства растительного масла – темпы прироста составили 28,6%. Действительно, мировой экономический кризис, начавшийся в конце 2008 года, способствовал росту производства растительного масла в РФ. Во-первых, благодаря снижению курса рубля в тот период российское растительное масло стало более конкурентоспособном на мировом рынке. А во-вторых, кризис изменил потребительское поведение россиян, которые стали реже питаться вне дома, все больше свободного времени посвящая домашнему приготовлению пищи. В этих условиях в России выросло потребление майонеза и соусов, при производстве которых как раз и используется большое количество растительного масла.
В 2010-2011 годах наблюдался временный период стабилизации производства растительного масла, а 2012 год вновь стал для российского рынка удачным – рост производства составил более 35% вследствие рекордного урожая подсолнечника в 2011 году.
Два последних года также отмечаются значительными объемами производства растительного масла. Особенно можно выделить 2014 год, когда объем производства составил почти 4,8 млн тонн, что больше значения 2013 года на 21,8%. Данный прирост был обеспечен рекордным урожаем подсолнечника в 2013 году.
Рассматривая структуру производства растительного масла в России, можно отметить, что в 2003–2006 годах более 95% объема приходилось на подсолнечное масло (рис. 5).

Однако Россия является одним из мировых лидеров по среднедушевому объему потребления подсолнечного масла. Бесконечный рост данного показателя невозможен, поэтому вполне логично, что на российском рынке подсолнечного масла уже к 2006-2007 годам сложились условия для его насыщения.
В этих условиях 2007-2008 годы выделяются началом существенных изменений в структуре производства растительного масла. Во-первых, в 2009 году доля подсолнечного масла в структуре производства сократилась до 86,9%, а доли таких масел, как рапсовое и соевое, напротив, значительно увеличились. Так, доля рапсового масла в 2009 году, по сравнению с 2003-м, выросла в 3 раза – с 1,4 до 4,5%. В свою очередь, доля соевого масла увеличилась с 2,6 до 6,5%, то есть также практически в 3 раза.
По состоянию на 2011–2014 годы структура рынка растительного масла в России значительно изменилась. Так, доля подсолнечного масла в структуре производства всех растительных масел колеблется вокруг отметки в 81-85% (рис. 6).

Однако в этот период в стране наблюдался значительный рост производства подсолнечного масла. При этом доли рапсового и соевого масел практически не менялись – в свою очередь, это свидетельствует о том, что объемы производства данных видов растительных масел в 2011–2014 годах также росли. Однако дополнительные объемы произведенного растительного масла не смогли найти спроса на внутреннем рынке, и компании–производители подсолнечного, рапсового и соевого масел были вынуждены начать экспорт продукции за рубеж.
Что касается прогнозов производства растительного масла в 2015-2016 годах, то объем выпуска в данный период будет прирастать. Данной тенденции будет способствовать слабое значение российской национальной валюты, что существенно упростит импорт растительного масла за рубеж. Отметим, что рост производства будет обеспечиваться увеличением объемов выпуска основных видов растительного масла – подсолнечного, рапсового и соевого.
Рассматривая динамику импорта растительного масла в Россию за последние годы, можно выделить неявный тренд снижения поставок данного продукта в страну. Так, объем импорта растительного масла в РФ достиг исторического максимума в 2008 году, когда он составил чуть более 1 млн тонн (рис. 7).

Однако уже в 2009 году, в связи с наступлением мирового финансово-экономического кризиса, импорт растительного масла резко сократился. В первую очередь, это было обусловлено повышением курса доллара и евро, и, следовательно, ростом импортных цен. С другой стороны, как было отмечено ранее, российские производители смогли нарастить объемы собственного выпуска растительного масла, а также объемы экспорта этой продукции.
Тем не менее, объемы импортных поставок растительного масла уже в 2010 году начали быстро восстанавливаться, составив порядка 962,5 тысячи тонн, что больше значения кризисного 2009 года практически на 50%. Однако в последующие 3 года объем импорта растительного масла в Россию оставался примерно на одинаковом уровне, который был ниже уровней рекордного 2008-го, а также 2010 года.
В 2014 году импорт растительного масла в Россию значительно сократился – практически в 2 раза, по сравнению с уровнем 2013 года. Данное снижение было обусловлено существенным ростом внутреннего производства растительного масла – подсолнечного, соевого и рапсового. Кроме того, необходимо отметить, что импорт сильнее всего сокращался во второй половине 2014 года (особенно в осенние месяцы и в декабре). Это было связано с существенным падением курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам.
С другой стороны, в последние годы, за редким исключением, экспорт растительного масла из России, напротив, существенно увеличивался. На протяжении 6 лет – с 2006-го по 2011 год – динамика российского экспорта растительного масла выглядела следующим образом. В 2006–2008 годах объем экспорта составлял примерно 750-800 тысяч тонн в год. Однако из-за наступления мирового финансово-экономического кризиса в 2009 году динамика экспорта сильно изменилась.
Во-первых, кризис способствовал ослаблению курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Таким образом, российские товары стали более дешевыми на мировом рынке, что положительным образом повлияло на экспорт. Во-вторых, в период кризиса во многих странах, в том числе в Евросоюзе, значительно выросло потребление готовых соусов, поскольку многие домохозяйства были вынуждены отказаться от питания вне дома. Напомним, что для производства готовых соусов широко используется растительное масло. Таким образом, данная тенденция также способствовала росту экспорта. Наконец, российские производители дополнительно снизили цены на свою продукцию, стимулировав экспорт.
Исходя из этих факторов, а также благодаря большому урожаю подсолнечника в 2008 году, Россия в 2009 году смогла значительно нарастить объем производства растительного масла, увеличить экспорт и сократить импорт. В 2009 году объем экспортных поставок растительного масла вырос на 58,2%, а в стоимостном выражении уменьшился в связи с дополнительным снижением цен – с $ 1567 до $ 766 за тонну (рис. 8).


В 2010-2011 годах экспортные поставки, в связи с преодолением острой стадии кризиса, вернулись к докризисному уровню. Цены также начали понемногу расти. Однако уже с 2012 года начинается новый этап развития экспорта растительного масла из России. За последние 3 года экспорт растительного масла составлял величину, близкую к 2,6 млн тонн, а в 2014 году данный показатель превысил 3 млн тонн.
Такой стремительный рост экспорта был достигнут за счет взрывного роста производства растительных масел в РФ – прежде всего, подсолнечного, рапсового и соевого. При этом подсолнечное масло является традиционным продуктом для нашей страны – его потребляют как домашние хозяйства, так и пищевые предприятия. А вот в случае с рапсовым и соевым маслами ситуация пока выглядит иначе: существенный рост производства не был обеспечен внутренним спросом, поэтому большая часть произведенной в России продукции идет на экспорт в другие страны.
Интересно отметить, что дополнительный рост экспорта подсолнечного масла из России был обусловлен снижающейся ценой производителей. Например, в 2014 году средние цены на экспортируемое растительное масло уменьшились на 16,5% (рис. 9).

Однако учитывая динамику курса рубля, производители растительного масла, наоборот, за счет снижения цен получили дополнительную рублевую выручку. Таким образом, в 2015-2016 годах конкурентоспособность российских производителей растительного масла на мировом рынке существенно повысится. Следовательно, в последующие годы при сохранении текущего уровня производства экспорт растительного масла из России продолжит свой рост.
Подводя итоги предыдущих аналитических выкладок, можно оценить объем потребления растительного масла в России. Согласно оценкам аналитиков «РБК.research», сделанным на основе показателей производства, экспорта и импорта растительного масла в России, объем потребления растительного масла в стране в 2014 году составил порядка 2,1 млн тонн, что ниже показателя 2013 года на 16,9% (рис. 10).

Данная ситуация сложилась вследствие нескольких причин:
1. импорт растительного масла в страну существенно сократился из-за падения курса рубля по отношению к доллару и евро (особенно в конце года);
2. напротив, снижение курса рубля сделало более привлекательной стратегию экспорта подсолнечного масла из России, в результате чего на внутреннем рынке возник потенциал дефицита продукции.
Таким образом, на отечественном рынке растительного масла сложилась необычная ситуация. С одной стороны, производство этой продукции в стране велико. Однако сбывать его оказывается более выгодно на внешнем рынке, нежели на внутреннем, который к тому же столкнулся с дефицитом спроса. Благодаря совокупности всех этих условий, в конце 2014-го – начале 2015 года на российском рынке начался существенный рост цен на растительные масла: прежде всего – на подсолнечное, которое является основным видом растительного масла, используемого в России, а также на оливковое и пальмовое.
В результате, в 2015-м и 2016 годах появляются все условия для дальнейшего увеличения объемов экспорта растительного масла из России, а также существенного роста цен на внутреннем рынке в связи с возможным дефицитом подсолнечного масла. Что касается прогнозов потребления растительного масла, то слабый рубль сохранит приоритет экспорта продукции для его основных производителей. В этих условиях внутреннее потребление будет сокращаться, а цены на продукцию расти. Согласно прогнозам «РБК.research», объем потребления растительного масла в России в 2015 году составит 1,88 млн тонн, а в 2016-м –1,90 млн тонн.
На сегодняшний день в структуре потребления растительного масла в России можно особо выделить подсолнечное и пальмовое масла. Данные виды обеспечивают более 90% общего внутреннего потребления (рис. 11, 12).
При этом в России неплохо налажено производство рапсового и соевого масел. Однако данные виды растительного масла не находят устойчивой ниши на внутреннем рынке, и практически полный объем их производства направляется на экспорт.

Сергей Хитров,
старший аналитик «РБК.research»

Опубликовано в журнале
RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы