Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
00:05, 30.06.2015 — Новости
автор: OilWorld.Ru

Обзор российского рынка маргариновой продукции


Исследования компании ID-Marketing

По оценке ID-Marketing, в структуре российского рынка маргариновой продукции более 50% в натуральном выражении приходится на специальные жиры (рис. 1).

Доля маргарина снизилась с 2011-го по 2014 год на 4,3%, а доли спецжиров и топленых смесей /спредов, напротив, выросли – соответственно на 2 и 2,5%.
Объемы производства маргарина в 2014 году превысили 508 тысяч тонн, увеличившись на 9,1% к 2013 году.
Структура производства маргарина в России соответствует территориальному распределению крупнейших компаний-производителей. Ведущим регионом–производителем этой продукции выступает Саратовская область, где, расположено ЗАО «Жировой комбинат», входящее в холдинг «Солнечные продукты» (рис. 2).


Ближайшим конкурентом Саратовского региона, по итогам 2014 года, стала Воронежская область, показатели производства которой выросли в два раза, по сравнению с 2013 годом. В регионе расположены производственные мощности ГК «Благо» – ОАО «Евдаковский МЖК» и ОАО «Верхнехавский МЭЗ», недавно выкупленного группой.
Также в тройку лидирующих регионов-производителей, по результатам 2014 года, вошла Нижегородская область. В совокупности на три ведущих региона пришлось более 65% общих объемов производства маргарина в 2014 году.
В структуре производства маргарина наибольшая доля приходится на твердый маргарин, выпуск которого в 2013 году превысил уровень 2012 года на 3,2%, а в 2014 году его показатели выросли еще на 18% (рис. 3).

За весь анализируемый период наблюдается стабильный рост объемов производства данного вида продукции.
Объемы выпуска маргарина для промышленной переработки в 2013 году снизились на 11%. Негативная тенденция продолжилась и в 2014 году, когда показатели сократились еще на 15,9%.
В производстве мягкого маргарина наблюдается спад: его выпуск в 2013 году составил всего 68% от объемов 2012 года. По итогам января–декабря 2014 года, производство мягкого маргарина снизилось на 5,4% к аналогичному периоду предыдущего года.
Также стоит отметить постепенный рост производства жидкого маргарина: по результатам 2013 года, объем выпуска данного вида продукции в 2,6 раза превысил результаты 2012 года. По итогам прошлого года, производство жидкого маргарина выросло еще на 34,8%.
В сегменте спредов с 2011 года наблюдается ниспадающий тренд в производстве. По сравнению с предыдущим годом, в 2012 году показатели выпуска этой продукции сократились на 13,7%, оставшись практически на том же уровне и в 2013-м. В 2014 году наблюдался незначительный рост производства спредов – показатель увеличился на 4,9% к уровню 2013 года, составив 143,1 тысячи тонн.
Растительно-сливочные, высокожирные спреды (с массовой долей жира от 70 до 95%) занимают более трети производства спредов – в 2014 году на их долю пришлось 36% (рис. 4).

При этом объемы выпуска данного вида продукции в прошлом году выросли на 11,1% к 2013 году после резкого спада в 2012-м.
Объем производства спецжиров в 2014 году, по оценке ID-Marketing, превысил отметку в 730 тысяч тонн, а рост составил 10,9%.
Крупнейшим производителем в сегменте специальных жиров выступает ГК «Эфко», занимающая более половины рынка. Основные конкуренты компании – Корпорация «Союз», компания Cargill и холдинг «Солнечные продукты».
Объемы поставок маргариновой продукции за рубеж увеличиваются на протяжении нескольких лет. Совокупный объем экспорта маргариновой продукции и спецжиров, без учета оборота со странами таможенного Союза, в 2014 году вырос на 15,1% (более 95 тысяч тонн). Дополнительным поддерживающим фактором для российских экспортеров в 2014 году выступила девальвация отечественной валюты.
В 2014 году наибольшую долю поставок российской маргариновой продукции – 68,2% – занимал маргарин. На заменители молочного жира и кондитерский жир (в том числе заменители и эквиваленты масла какао) – пришлось, соответственно, 15,7 и 14,7% объемов экспорта. Оставшийся объем заняли прочие спецжиры.
В 2014 году было отмечено увеличение экспорта маргарина и заменителей молочного жира – соответственно, на 27,4 и 11,6%. Экспорт кондитерского жира в рассматриваемом периоде, напротив, снизился на 22,7%.
В общей структуре рынка маргариновой продукции в 2014 году импорт составил 9%, при этом в сегменте жиров данный показатель имеет наибольшее значение – 13,5%.
В прошлом году импорт маргарина и спецжиров в Россию снизился на 8,6%, составив порядка 127 тысяч тонн. Частично сокращение импорта было обусловлено существенной девальвацией российского рубля в 2014 году, а также кризисной ситуацией на Украине, которая является важным торговым партнером России, в том числе в сегменте маргариновой продукции и спецжиров.
В структуре импорта в Россию среди спецжиров ведущее положение занимает кондитерский жир (включая альтернативы какао-масла). В частности, в 2014 году ввоз кондитерского жира составил более 70% совокупного объема импорта. В сегменте маргарина основная доля приходится на продукцию для промышленной переработки.
Объемы импорта маргарина в 2014 году снизились на 24%. При этом импорт продукции в сегменте заменителей молочного жира упал на 35,2%. Объемы поставок кондитерского жира, напротив, увеличились к уровню 2013 года на 4,4%. В частности, ввоз в Россию заменителей масла какао в 2014 году вырос на 9,8%, а импорт эквивалентов какао-масла снизился на 3,9%.
В сегменте маргарина, поставляемого в РФ, в 2014 году ведущей страной–производителем стала Украина – ее доля в импорте составила 68,3%. В сегменте кондитерского жира лидируют Малайзия, Индонезия и Швеция с долями, соответственно, 27,9, 25,9 и 23,6%. В сегменте заменителей молочного жира тройку лидеров составляют Италия, Украина и Китай, которым принадлежит, соответственно, 26,9, 12,8 и 11,9% импорта.
В поставках кондитерского жира в 2014 году Топ-5 иностранных производителей представлен следующими компаниями: AarhusKarlshamn (Швеция-Дания), Pt. Musim Mas Group (Индонезия), Cargill Inc (США), PGEO Edible Oils sdn. bhd. (Малайзия) и IOI Group Loders Croklaan (Нидерланды) (рис. 5).


В целом, по оценке ID-Marketing, общая видимая емкость российского рынка маргаринов и спецжиров (включая производство рафинированного пальмового масла) в 2014 году составила 1,2 млн тонн, увеличившись на 7,5% к 2013 году.

Опубликовано в журнале RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы