00:30, 01.09.2014 — Новости
автор: "Эксперт"

"Бюджет в тумане"


Правительство намерено сверстать максимально реалистичный бюджет России на 2015 год, который будет учитывать санкции. Эксперты предупреждают: параметры развития экономики приходится прогнозировать в условиях полной неопределенности

Бюджет России на 2015 год должен быть максимально реалистичным и учитывать санкции, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании, посвященном основным параметрам прогноза социально-экономического развития России на 2015–2017 годы.

«Наша цель заключается в том, чтобы подготовить максимально реалистический бюджет с учетом тех сложных обстоятельств, в которых сейчас живет наша экономика. Речь идет о санкциях, которые введены против России, ограничениях доступа к рынкам капитала, к новым технологиям для ряда наших компаний и ряд других запретов, которые нам пытаются навязать», пояснил он. Вместе с тем, по словам премьера, ко всему этому надо относиться спокойно и честно смотреть в лицо прогнозам, которые сегодня существуют. «Если сравнивать сценарные условия, которые мы одобряли в мае этого года, и материалы, которые сегодня подготовило Минэкономразвития, конечно, здесь изменения есть, и в худшую сторону», - сказал Дмитрий Медведев. Он напомнил, что в макропрогнозе существенно снижена оценка годовых темпов экономического роста на 2015 год - с 2% до 1%. Также есть некоторое замедление на 2016-й и 2017-й год, а оценка ВВП на текущий год сохранена на предыдущем уровне - 0,5%. Кроме того, глава правительства указал на более сложные показатели по инфляции и уровню доходов населения и более сдержанную оценку роста производительности труда.

Несмотря на сложности, Россия, по словам премьер-министра, продолжит укреплять обороноспособность и безопасность государства, в том числе экономическую. При этом социальные обязательства также останутся приоритетом бюджета. «Основные приоритеты неизменны: в полном объеме будем финансировать все обязательства перед гражданами России, продолжим укреплять обороноспособность, безопасность государства, в том числе экономическую», - заверил Медведев.

Правительство РФ в начале июля одобрило основные параметры федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, предусматривающие его дефицит в пределах 0,6% ВВП. Однако позже США и Евросоюз объявили о введении новых экономических санкций против России в связи с украинским кризисом.

Доходы федерального бюджета на 2015 год запланированы в объеме 14 923,9 млрд рублей (19,6% ВВП), на 2016-й - 15 493,2 млрд (18,8% ВВП), на 2017-й - 16 272,7 млрд (18,1% ВВП). Расходы по годам предполагаются соответственно в размере 15 252,3 млрд, 15 975,5 млрд и 16 827,4 млрд рублей. В 2014 - 2017 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,9% ВВП в 2014 году до 19,6% - в 2015-м и до 18,1% ВВП к 2017 году, в основном за счет снижения нефтегазовых доходов. Объем нефтегазовых доходов снижается с 9,9% ВВП в 2015 году до 8,4% ВВП - в 2017-м, а ненефтегазовых остается на уровне 9,7% ВВП.

Доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг (то есть, социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт), превышает 58% суммарных расходов бюджетов бюджетной системы, говорится в «Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Наибольший объем расходов бюджетов бюджетной системы (больше 1/3 от общего объема расходов) будет направляться на цели социальной политики. Второе место по объему расходов занимает раздел «Национальная экономика», включающий, в том числе, расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификации структуры экономики. Необходимость решения задач по модернизации Вооруженных Сил и укреплению обороноспособности страны обусловливает рост доли раздела «Национальная оборона» - с 3,5% в 2014 году до 4% - в 2015-м.

Впрочем, если оборонные статьи бюджета остаются незыблемыми, о росте расходов на социалку говорить не приходится. Так, глава Минфина Антон Силуанов на вчерашнем заседании правительства заявил, что Минфин не готов удовлетворять заявки министерств и ведомств на дополнительное финансирование различных мероприятий в условиях нынешней бюджетной ситуации. «Сейчас ситуация с бюджетом непростая и мы, проводя согласования бюджета на 2015-2017 годы, выслушали значительные предложения от министерств и ведомств, которые, к сожалению, не смогли удовлетворить, поскольку ресурсов на дополнительное финансирование у нас нет», - сказал он. В частности, Силуанов попросил внести уточнения в концепцию развития дополнительного образования в России с тем, чтобы реализовывать ее мероприятия исключительно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных для профильных ведомств.

По мнению аналитика «Уралсиб Кэпитал» Ольги Стериной, без мобилизации дополнительных доходов бюджету в ближайшие годы не обойтись, поскольку экономический рост в стране замедляется. «К тому же, не следует приуменьшать негативное влияние введенных западными странами санкций, имеющих долгосрочный характер. Не случайно Минфин и правительство готовят нас к росту налоговой нагрузки», - пояснила она «Эксперт Online». С целью мобилизации дополнительных доходов федерального бюджета правительство накануне распорядилось внести на рассмотрение в Госдуму законопроект об увеличении с 50% до 75% доли прибыли Банка России, перечисляемой в федеральный бюджет, хотя в данном случае речь идет о не столь значительных суммах. Кроме того, в подвешенном состоянии находится вопрос о продлении моратория на передачу накопительной части пенсий в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

По словам директора Центра исследований региональных реформ ИПЭИ РАНХиГС Александра Дерюгина, основная проблема при формировании бюджета заключается в состоянии неопределенности, в котором приходится прогнозировать параметры развития российской экономики. «С мая по август уже произошел ряд изменений, заставивших правительство говорить о корректировке бюджета, а ведь еще не конец года. Никто не знает, как далеко может зайти война санкций, какие еще страны могут присоединиться к ней. Если власти в этих условиях сделают слишком оптимистичный прогноз, могут возникнуть проблемы с исполнением бюджета. Если напротив, будет произведена слишком жесткая мобилизация доходов и секвестирование расходов, это снизит темпы экономического роста и приведет к недофинансированию образования, здравоохранения и т.д.», - пояснил он «Эксперт Online».

Ухудшение экономической ситуации затронуло уже бюджетную сферу: доходов уже не хватает на финансирование всех амбициозных проектов и задач, приходится выбирать и тщательно расставлять приоритеты, предупреждал в июне Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка в отчете «Россия: бюджетные козыри». В шоковом сценарии эксперты смоделировали самый очевидный риск для российских госфинансов - снижение цен на нефть до $80 за баррель во второй половине 2015 года и стабилизацию цен на этом уровне вплоть до конца 2020-го. Согласно расчетам, российская экономика сократится в результате резкого сокращения нефтегазовых доходов во второй половине 2015-го и первой половине 2016 года на 3%, а ее восстановление в последующие годы будет крайне слабым. Инфляция ускорится на волне ослабления рубля в 2015-16 гг. Падение цен на нефть вызовет немедленное сокращение нефтегазовых доходов на $32 млрд в 2015 году относительно базового сценария, что расширит бюджетный дефицит на 2,5% от ВВП в том же году (итого дефицит в размере 3,7% ВВП против 1,2% в базовом сценарии). Это первый – прямой – эффект от ухудшения нефтяной конъюнктуры.

Далее модель показывает, что процентные расходы из-за роста стоимости финансирования и расширения дефицита вырастут с 0,7% от ВВП в 2013-14 гг. до 3,5% от ВВП в 2020 году. А повышение стоимости обслуживания долга приведет к более высокому дефициту бюджета следующих периодов. Более того, экономисты ЦИМ предполагают, что спад и медленное восстановление экономики принудят государство изменить структуру заимствований. Возможности заимствования на внутреннем рынке не смогут удовлетворить выросший спрос на финансирование, что принудит больше занимать на внешнем рынке. Пропорция заимствований между внутренним и внешним рынками, таким образом, изменится с 3:1 до 2:1. Дополнительный рост социальных расходов в 2015 и 2016 годах (на 2,8% и 4,7% к базовому сценарию или на 110 млрд и 200 млрд рублей, соответственно) также придется профинансировать новыми заимствованиями. В итоге расширение дефицита бюджета достигнет тревожного уровня в 7-8% от ВВП, а госдолг вырастет к 2020 году до 39% от ВВП. Уровень задолженности оказался бы еще выше, но можно предположить, что половина дефицита бюджета в 2015-

16 гг. будет профинансирована за счет средств суверенных фондов. После этого накоплений в них не останется. В результате высокий бюджетный дефицит, отсутствие «подушки безопасности» и быстрое наращивание госдолга приведут к экспоненциальному росту рисков. К тому же уже в 2016 году при таком развитии событий Россия, вероятно, покинет клуб стран инвестиционной группы рейтингов, что сделает финансирование дефицита значительно более дорогим. «В любом случае, это ситуация хронического бюджетного кризиса, которая, возможно, приведет к полному пересмотру основных принципов бюджетной и налоговой политики», - предупреждают эксперты ЦМИ.

Расширенное заседание правительственной комиссии по проектировкам бюджета запланировано на сентябрь. Затем состоится заседание правительства.

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы