11:19, 13.11.2014 — Новости
автор: apk-inform

Турция останется нетто-импортером масличных и продуктов переработки


Будучи заметным игроком на мировой сельскохозяйственной арене, в частности в масличном сегменте, именно Турция одновременно занимает первое место среди импортеров подсолнечника, третье среди покупателей подсолнечного масла и при этом является экспортером масла. Каковы основные предпосылки для увеличения импортных закупок? Как развивается ситуация на масличном рынке Турции, каких перспектив стоит ожидать в наступившем сезоне, и повлияет ли политика на крепость отношений Турции и Украины в этом году? На эти и многие другие вопросы любезно согласился ответить господин Вейсел Кайя , независимый эксперт компании SUNSEEDMAN.

 

- Согласно оценкам Oil World (Германия), в сезоне-2013/14 Турция значительно увеличила импорт масличных культур и растительных масел. Можете ли Вы назвать главную причину растущего из года в год импорта данной продукции?


- В самом деле, Турция является нетто-импортером масличных культур и продуктов переработки. Кроме того, Турция увеличивает также внутреннее потребление и объемы реэкспорта.

 Чтобы было понятнее, давайте вспомним 2013 календарный год, а также официальную статистику за январь-август 2014 года.

Всего в 2013 году Турция импортировала 5,14 млн. тонн (против 5,35 млн. тонн в 2012 году) масличных, растительных масел, шротов и маргаринов, что в денежном эквиваленте составило около 3,68 млрд. USD (против 3,66 млрд. USD в 2012 году). Кроме того, Турция также экспортировала 838 тыс. тонн (против 796 тыс. тонн в 2012 году) масличных, растительных масел, шротов и маргаринов на сумму свыше 1,2 млрд. USD (против 1,23 млрд. USD в 2012 г.).

За 8 месяцев 2014 года (январь-август) страна уже импортировала 4,07 млн. тонн (против 3,43 млн. тонн за аналогичный период 2013 года) масличных и продуктов переработки на сумму 2,93 млрд. USD против 2,5 млрд. USD соответственно. Кроме того, экспорт данных продуктов за данный период составил 649 тыс. тонн против 533 тыс. тонн годом ранее (в денежном эквиваленте 817 млн. USD против 812 млн. USD соответственно).

При этом за январь-август т.г. импорт подсолнечника в Турцию снизился на 130 тыс. тонн по сравнению с объемом, закупленным за аналогичный период прошлого года (490 тыс. тонн). Причиной стал рост внутреннего производства в 2013/14 МГ до рекордных 1,5 млн. тонн. Импорт соевых бобов, напротив, резко вырос и достиг 1,33 млн. тонн за 8 месяцев 2014 г. против 800 тыс. тонн соответственно. Основными причинами столь значительного увеличения стали упрощение правил работы с ГМ соей, а также высокий спрос птицеводческого сектора Турции.

Импорт подсолнечного масла, в свою очередь, также вырос за январь-август и составил 571 тыс. тонн против 431 тыс. тонн ввиду увеличившихся объемов реэкспорта (рафинированного масла в частности) в Ирак и Сирию. Стоит напомнить, что 90% нерафинированного подсолнечного масла реэкспортируется, в то время как рафинированное в основном нет.


- Вместе с тем, в наступившем сезоне-2014/15 зависимость Турции от импортных товаров, подсолнечника в частности, вновь ожидается на высоком уровне. Почему?


- В 2014/15 МГ урожай подсолнечника в Турции ожидается на уровне 1,2 млн. тонн против, как уже я отмечал выше, рекордных 1,5 млн. тонн в минувшем сезоне, даже несмотря на благоприятные погодные условия. Основной причиной падения внутреннего производства можно назвать сокращение площадей до 520 тыс. га против 690 тыс. га, засеянных в 2013/14 МГ, в пользу пшеницы, кукурузы и сахарной свеклы.

Стандартно, если объемы производства масличных и продуктов переработки снижаются более чем на 300 тыс. тонн в год, то жди роста импорта именно подсолнечника. Однако я не уверен, что в этом сезоне необходимый объем Турция сможет закупить в странах Причерноморья ввиду ограниченных экспортных возможностей этого региона в 2014/15 МГ. Вполне вероятно, что львиная доля импорта будет принадлежать именно подсолнечному маслу.

Почему подсолнечника, сейчас объясню. Потребление масла составляет около 1 млн. тонн в год. При этом стране необходимо импортировать около 2,4 млн. тонн подсолнечника, т.е. два урожая, собранных в 2014/15 МГ, чтоб покрыть внутренние потребности в продуктах переработки данной масличной. Однако более доходные сельскохозяйственные альтернативы (в частности зерновые) препятствуют ожидаемому росту закупок.


- Как Вы можете охарактеризовать текущую ситуацию на рынке масличных и масел Турции?


- В настоящий момент практически завершена уборочная кампания подсолнечника. При этом переработчики в основном используют местный подсолнечник ввиду его низкой стоимости. Кроме того, поступает он и из-за границы – около 10 тыс. тонн уже ввезено с начала нового сезона.

Также в этом году ожидается увеличение объемов переработки рапса. Всего за январь-август т.г. Турция закупила 196 тыс. тонн рапса против всего 75 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года.

Могу с уверенностью сказать, что местным переработчикам работы в этом году хватит, в основном за счет рапса, льна и рыжика. Всего перерабатывающие способности Турции оцениваются в 8 млн. тонн, так что, как говорится, «не единым подсолнечником могут быть сыты».

Вместе с тем, наблюдается сокращение объемов экспорта подсолнечного масла в Ирак и Сирию ввиду роста геополитических и государственных рисков.


- Как известно, Россия и Украина – основные поставщики подсолнечного масла в Турцию. Почему именно такой выбор делают турецкие компании? Что Вы можете сказать о качестве данного продукта переработки в этих регионах?


- Как вы знаете, Украина и Россия являются крупнейшими производителями и экспортерами подсолнечного масла в мире. Обе страны производят более половины мирового выхода масла. Также на их долю приходится 75% мирового экспорта данного продукта переработки. Так что не только Турция делает выбор в их пользу, у них просто нет других альтернатив.

Когда я только начал заниматься масличным бизнесом, а это было 16 лет назад, Аргентина была лидером по производству подсолнечного масла в мире, но сейчас их объемы очень сильно снизились (внутреннее производство масла около 1,06 млн. тонн при экспорте 475 тыс. тонн). Кроме того, представьте, вам нужно купить всего 3 тыс. тонн подсолнечного масла из Украины и России, и вы можете это сделать. А в случае с Аргентиной вам нужно покупать как минимум 20-30 тыс. тонн, чтобы это было выгодно. Кроме того, время поставки из Аргентины минимум 25 дней против максимум 1 недели из Причерноморского региона.

Возвращаясь к выбору страны-продавца, могу сказать, что Турция предпочитает российское масло ввиду его более низкой цены по сравнению с украинским. Украинское же масло, более дорогое, едет в основном в Европу, Индию и Китай. В 2013/14 МГ Турция импортировала около 795 тыс. тонн подсолнечного масла, включая 600 тыс. тонн из России и лишь 157 тыс. тонн из Украины.

Однако если говорить о качестве данного продукта переработки, то именно украинское выигрывает по отношению к российскому и даже аргентинскому. По-другому и быть не может, ведь Украина – лидер.


- Отличаются ли качественные параметры масел, которые импортирует Турция?


- Турция импортирует подсолнечное масло (нерафинированное) только то, которое соответствует мировым стандартам. Но в последнее время часто слышу о том, что в масле отмечается высокий уровень осадка, а также свободные жирные кислоты, что приводит к большим потерям при рафинации. При этом турецкие импортеры пытаются покупать более дешевую продукцию, дабы компенсировать затраты.


- Сталкивались ли вы когда-либо с проблемами при импорте подсолнечного масла из Украины? И как, по Вашему мнению, может повлиять политическая ситуация в Украине на сотрудничество с Турцией?


- В действительности, кроме случая с минеральным маслом в 2008 году практически никаких трудностей при закупке подсолнечного масла из Украины у нас не возникало. Я не верю в то, что политическая ситуация в Украине неблагоприятно повлияет на масличный бизнес, а уж тем более в случае сотрудничества с Турцией. Ведь кроме масла у Турции и Украины столько много общего, взять хотя бы дружбу народов.


- Каковы Ваши прогнозы на новый сезон?


- Как я уже говорил выше, Турция останется нетто-импортером масличных и продуктов переработки и в 2014/15 МГ.

Что касается поставщиков, также не предвидится каких-либо изменений, как в закупках Турции, так и в мировом импорте.

Говоря о ценообразовании, я немного в замешательстве, потому как, на первый взгляд, тренд стабильно понижательный ввиду новых рекордных мировых показателей, «вялых» цен на нефть и т.д. Однако погода, как всегда, может внести свою лепту в ценовую политику масличного рынка, особенно что касается Южной Америки (Бразилия и Аргентина) и США, где сосредоточены основные посевы сои, которые еще не убраны.

При этом подсолнечный комплекс будет по-прежнему лидировать среди масличных и продуктов переработки.


Беседовала Ирина Озип


Справка

Вейсел Кайя имеет степень бакалавра по пищевым технологиям. Более 15,5 лет (1998-2014 гг.) работал в продовольственной компании Trakya Birlik, которая является одним из крупнейших торговых фермерских кооперативных союзов, а также ключевым игроком масличного рынка (подсолнечник) Турции.

SUNSEEDMAN – частная компания. Основная деятельность сконцентрирована на отчетности, анализе рынка, консалтинге, брокерских услугах (в основном подсолнечный комплекс).

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы