Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
06:05, 17.03.2015 — Новости
автор: OilWorld.Ru

Импортозамещение начинается с зернышка


О том, почему отечественному сельскому хозяйству сложно развиваться из-за законов и экономических условий, как эффективно сочетать «западное» и «советское» и как российское импортозамещение соотносится с японской философией, – в репортаже «Газеты.Ru» из краснодарского агрохолдинга «Кубань».

Как совладать с ценами?

Рост цен на продукты – то последствие кризиса, которое замечают все россияне, вне зависимости от частоты просмотра телевизора или же чтения свежей прессы. Цены на полках красноречиво говорят сами за себя. Даже по данным Росстата ценники продавцам продовольственных товаров приходилось менять с завидной регулярностью.

За семь месяцев, прошедших с момента ввода продовольственного эмбарго, хлеб и молоко прибавили в цене 10%, курица – 13%, говядина подорожала на 18%, куриные яйца – на 33%, рис – на 41%, а гречневая крупа выросла в цене на все 100%. И такие цифры вполне объяснимы, поскольку в настоящее время в себестоимости производства российских продуктов импортная составляющая занимает немалую долю.

Например, Россия крайне зависима от колебаний курса валют в сфере растениеводства. «Импортозависимость» подсолнечника составляет 21%, из которых 10% цены приходится на стоимость самих семян и еще 11% на покупку средств по защите растений (СЗР), приводит свои данные «Кубань». У свеклы этот показатель равен 31% – он складывается из цены на семена, СЗР и удобрения. Даже для пшеницы, одного из немногих продуктов, которым Россия полностью себя обеспечивает, данная цифра равна 18%.

В производстве молока на зарубежные «компоненты» приходится минимум десятая часть – 8% цены зависит от иностранных кормов, 2% от моющих средств, 1% от затрат на оборудование, запчастей в доильные залы. На 10% от привозных кормов зависит себестоимость свинины. Не стоит забывать и про инфляцию, зарплаты рабочим, подорожавшие горюче-смазочные материалы и зарубежное оборудование.

При этом рост цен в текущем году – еще не предел. К посевной 2015 года часть производителей успела подготовиться заранее, пока кризис только набирал размах. По этой причине сильнее всего кризис скажется на посевной 2016 года, на это время можно прогнозировать большой обвал рынка сельхозпроизводителей.

Поэтому курс на импортозамещение, официально провозглашенный на государственном уровне, в текущих экономических условиях вполне логичен.

Впрочем, хотя само понятие «импортозамещение» зачастило в СМИ и вошло в моду совсем недавно, в некоторых компаниях оно было принято на вооружение задолго до ухудшения внешнеполитической ситуации. Одним из таких примеров может служить агрохолдинг «Кубань» Олега Дерипаски, расположенный в одном из самых плодородных регионов России – в Краснодарском крае.

Японская философия – основа российского импортозамещения

Предприятия холдинга размещаются в Усть-Лабинске, где даже зимой можно видеть зеленые поля. Об ориентированности региона на сельское хозяйство можно судить не только по почти бесконечным рядам теплиц вдоль дорог, но даже по рекламным щитам, которые вместо деревянных срубов и коттеджных поселков предлагают приобрести норвежскую селитру.

Земли и погодные условия Кубани уже представляют собой хороший старт для эффективного сельского хозяйства (показатели продуктивности в регионе намного выше, чем в среднем по России), однако производственная цепочка на предприятиях холдинга пересматривается вновь и вновь. Все дело в философии компании, по которой каждый этап должен быть максимально эффективным при минимальных затратах.

Агрохолдинг перенес в российское сельское хозяйство японскую философию «кайдзен» — непрерывное совершенствование всех процессов производства и управления компанией.

Согласно философии «кайдзен», каждый сотрудник должен думать над тем, как можно улучшить рабочий процесс, где выполняются лишние действия, где, напротив, чего-то не хватает. В оптимизации задействованы не только менеджеры и начальники, но и простые работники. Считается, что именно люди на месте, у станка лучше всего знают, какой этап производства следует усовершенствовать. С 2007 года работники предложили тысячи улучшений — «кайдзенов». За хорошую идею, благодаря которой удается повысить эффективность, выплачиваются премии.

Впрочем, сами начальники тоже не отстраняются от процесса. Дважды в год на предприятиях холдинга проводятся мозговые штурмы, периодически топ-менеджеры отправляются на производство и наблюдают за работой, задают вопросы, вносят свои предложения, изучают, что можно улучшить. По итогам такой выездной работы составляется план оптимизации.

Особое внимание также уделяется и стандартизации производства. Для каждого аппарата, процесса и действия существует своя инструкция, для каждой операции подготовлен материал с пошаговым описанием.

Все это позволяет снижать издержки – для сельхозпроизводителей, которые продают биржевые товары и не могут влиять на цену продажи, работа над снижением себестоимости становится рецептом повышения эффективности. За восемь лет внедрение системы кайдзен позволило «Кубани» сэкономить 800 млн рублей и увеличить производительность труда в три раза.

В ряде случаев самостоятельное производство обходится дешевле, чем импорт. Поэтому в рамках внедрения системы кайдзен импортозамещение в его возможных пределах – естественная часть процесса по снижению издержек. Поэтому оно не только «модное», но и выгодное.

Вырастим сами

Наибольших успехов в импортозамещении холдинг достиг в сфере семеноводства. В «Кубани» — одна из крупнейших в России семеноводческих лабораторий, она была создана еще в 2008 году. В настоящее время селекционеры «Кубани» создали уже 19 гибридов кукурузы. Гибрид – это комбинация нескольких линий, которые образуют конкурентоспособный продукт, задача селекционера — совместить в одном гибриде признаки, больше всего востребованные на рынке (стойкость к болезням, влагоотдача и прочие, которые позволяют зерну давать высокий урожай).

Главный селекционер «Кубани» Михаил Чумак

Разработка новых гибридов — долгая и трудоемкая работа, и в России она необходима из-за большой проблемы с обеспеченностью семенами. До 80% семян в стране привозится из-за рубежа, даже в Краснодарском крае этот показатель доходит до 70%. К тому же немалая доля имеющихся на рынке семян – некачественные, рассказывают на предприятии.

«До пятой части российского рынка семян – фальсификаты, с которыми никто не борется, потому что нет нормативной базы, — сетует директор дивизиона «Семеноводство» холдинга Николай Артющенко. — Нет вменяемого закона о защите авторского права, нет механизма контроля технологии производства семян — очень много семян производится «на коленке», с нарушением технологий, затем лепится этикетка известной компании и продается в два раза дешевле».

Как говорят в «Кубани», значительная часть проблем в современном семеноводстве существует потому, что отрасль «выпала» из государственной поддержки — нет субсидирования и почему-то нет субсидирования НИОКР, а это самая большая составляющая стоимости семян.

Селекционеры в ручном режиме производят опыление растений, следят за их ростом и показателями, проверяют параметры полученных семян. Метелки на гибридных растениях ограждаются специальными колпаками из бумаги, чтобы насекомые не приносили пыльцу других растений. Кропотливая работа, требующая немалой бдительности, усложняется отсутствием эффективного законодательства, говорит Артющенко: в частности, не определена так называемая зона изоляции участков гибридизации – это означает, что обычные фермеры могут использовать земли в непосредственной близости от селекционных полей, а значит, рядом с селекционными полями летает много «неправильных» пчел.

Семена от каждого гибрида подразделяют по нескольким категориям (их называют фракциями) в зависимости от формы и размера. Есть семена большие и маленькие, круглые и плоские. Как поясняют на предприятии, деление необходимо для того, чтобы посеять семена могли даже самые простые и неточные сеялки. Интересен и цвет идущих на продажу семян. Специальное оборудование фасует по пакетам кукурузинки... красно-оранжевого цвета. Как объясняют сотрудники семенного завода, такой цвет получается после обработки семенного материала средствами по защите растений.

Ежегодно «Кубань» производит тысячи тонн таких вот необычно окрашенных кукурузинок, которые потом распродаются в самые разные регионы России. Если в 2010 году объемы продаж собственных семян были мизерными, всего около 40 тонн, то в прошлом году «Кубань» продала уже 3 500 тонн – это примерно 4,5% российского рынка. Урожайность кукурузы, выращенной из семян холдинга, составляет до 140 центнеров с гектара, это сопоставимо с урожайностью семян таких компаний, как Pioneer и Monsanto.

Спрос на собственные семена растет и внутри холдинга. «У нас растениеводство и семеноводство выведены в отдельные структуры, и каждая из них «завязана» на финансовый результат, – говорит председатель совета директоров «Кубани», управляющий директор агробизнеса «Базового Элемента» Андрей Олейник. – И основным показателем для меня является то, что если еще пять лет назад нашими семенами засевалось не более 10% кукурузных площадей холдинга, то теперь 70%. Никто не заставлял наших растениеводов использовать семена холдинга, хотя можно было это сделать. Но они видели: хорошие семена - высокие результаты».

Молочно-товарная мегаферма «Кубани»

На молочных фермах «Кубани» тоже занимаются импортозамещением: вместе с производством молока на предприятии разводят племенных молочных буренок, причем достаточно инновационным методом. Чтобы не закупать племенной скот за рубежом, в холдинге запустили программу разведения коров голштинской породы с помощью трансплантации эмбрионов. Методика трансплантации позволяет получить эмбрионы от высокоудойных коров, подсаживать их любой корове любой породы, лишь бы она была здорова, и получать племенного теленка, корова является как бы инкубатором. В мире этот метод распространен, а в России по голштинской породе, которая считается одной из самых высокопродуктивных в мире, «Кубань» начала работать первой.

Как говорят в холдинге, международный рынок скота всегда был очень дефицитным, купить качественный скот всегда было сложно и очень дорого. Трансплантация позволяет повысить рентабельность молочного животноводства, а обновление стада по сравнению с импортом получается на 30% дешевле. Первый «трансплантационный» теленок родился в ноябре 2014 года, к концу этого года таких телят будет уже 500.

По словам заведующего фермой Александра Плутова, «трансплантационные» буренки сохраняют лучшие качества своих родителей, они в полтора раза эффективнее своих обычных сородичей.

Телят, полученных разными методами, друг от друга не отличить. К телятам, полученным как простым методом, так и методом трансплантации, отношение особое. Каждая маленькая буренка живет в своем пластиковом домике, выстеленном соломой. В соседнем помещении располагается «молочное такси» — так называют специальное оборудование для выпойки. Корм для коров и телят производится также на месте: в ход идет жом, полученный из сахарной свеклы, которая выращивается на соседних предприятиях холдинга, вместе с различными добавками.

«Кубань» планирует отработать эту технологию, параллельно создать селекционно-генетический центр в Краснодаре и затем мультиплицировать проект на другие регионы. Если не будет интереса со стороны государства, то проект останется внутренним, для собственного пользования, если же удастся добиться изменения законодательства и получить поддержку государства, то проект будет федеральным.

«Нужно менять устаревший закон о племенном деле, присваивать племенной статус не хозяйствам, а животным, – говорит Плутов. – Сегодня племенными считаются только телята, выращенные в племенных хозяйствах. То есть обычные хозяйства, не имеющие специального статуса, не могут продавать племенных телят – они не считаются племенными. Нужны изменения, которые бы позволили считать племенными телят, которые получены в обычных хозяйствах от родителей, племенной статус которых подтвержден».

Одной из основных особенностей другого предприятия «Кубани» — мясоперерабатывающего комплекса, помимо технологий и оборудования, например, шоковой камеры для ускоренной заморозки, является работа с персоналом. Согласно кайдзену, в работниках ценится универсальность — сотрудников обучают работе на всех точках производства, они должны быть знакомы с нюансами переработки на всех этапах. В зависимости от умений человеку будет присвоена определенная категория мастерства.

«За смену пятью-семью операциями сотрудник обрабатывает около 740 полутуш. Вся эта работа проводится на автомате, у сотрудника «отключается» голова. А мы хотим, наоборот, ее «включить»», — говорит директор МПК «Кубани» Борис Лисицын.

По его словам, благодаря тому, что пониманию всего процесса и осознанию своей универсальности у сотрудников растет самооценка, они с большим удовольствием ходят на работу.

В стороне от оборудования не остались и руководители предприятия. За месяц, пока шли пусконаладочные работы, и во время монтажа перерабатывающей линии все начальники проводили самостоятельное тестирование оборудования, изучали технику, рассказывает Лисицын. «Мы просто хотим быть конкурентными на этом рынке», — объясняет он.

Оборудование на МПК, на котором имеется несколько линий по переработке свинины и КРС, по большей части, зарубежное – австрийское, немецкое, японское, израильское. Но обучение работе и ремонту техники – тоже импортозамещение. Поэтому сейчас на базе холдинга формируется своя собственная служба по крупному ремонту, к примеру, тех же японских холодильников.

Сервисный центр «Кубани»

Вместе с ней в «Кубани» давно действует и большой сервисный центр для ремонта импортной сельскохозяйственной техники.

Немалую часть в себестоимости производства продовольственных товаров занимает оборудование – его покупка и дальнейшее обслуживание (с начала года импортные запчасти подорожали на 40-80%). Поэтому собственный центр ремонта позволяет значительно минимизировать издержки.

Всем будет очень тяжело

У агрохолдинга, как и у многих других предприятий, были далеко идущие планы по модернизации предприятий и наращиванию мощностей производства. Однако с приходом кризиса часть из них пришлось отложить до стабилизации ситуации. В относительно хорошей ситуации оказались только те предприятия, которые смогли профинансировать всю посевную текущего года до резких скачков курса, считает генеральный директор «Кубани» Антон Уланов.

— По обычной схеме работы партнеры компании, которые поставляли нам семена, удобрения, технику для посевной, предоставляли нам большую отсрочку по платежам. Как правило, мы контрактовались в январе-феврале, но из-за неуправляемой ситуации с валютой в конце 2014 года пришлось начать работу уже в декабре. Ситуация была близка к патовой: понимаешь, что себестоимость в декабре выросла на 20-30%, а до декабря еще на 20%, и в общем получается уже на 50% больше. Мы были вынуждены заранее профинансировать нашу посевную.

— В чем заключалась сложность такой «ускоренной» оплаты?

— В плане цены мы, конечно, выиграли, но компания вложила около 500 млн руб. в покупку всех средств фактически из своей прибыли. При этом в декабре прошлого года банки просто прекратили финансирование даже по старым договорам по старым лимитам. Также сложилось так, что в этот же момент мы заканчивали финансировать наши инвестпроекты.

— Финансирование по каким проектам в итоге удалось завершить? Были ли приостановленные, отложенные проекты?

— «Кубань» без банковской помощи профинансировала не только посевную, но и запуск части инвестпроектов, направленных на импортозамещение. Мы закончили вкладываться в строительство огромных мясоперерабатывающих объектов и запустились как раз на волне импортозамещения, то есть мы сейчас войдем в нишу, где будем просто занимать рынок. В то же время нам пришлось приостановить большой проект в свиноводстве, большой селекционно-генетический центр.

По словам Уланова, из-за отсутствия доступных финансовых инструментов агрохолдингу пришлось временно прекратить большие закупки техники. С текущими банковскими процентами нет возможности сделать технику окупаемой в разумные сроки. Ставка, пригодная для инвестирования, не превышает 14%, говорит он. Сейчас же стоимость длинных денег сейчас составляет 22-24%, в том числе и на технику. В случае если жизненный цикл единицы техники равен семи годам, а срок ее окупаемости – 19 лет, то, разумеется, проще ремонтировать старое, поясняет Уланов.

— «Кубань», как и некоторые другие компании, успела профинансировать посевную 2015 года до резкого роста курсов валют и ставок. Значит, кризис отразился еще не полностью. Чего ожидать в дальнейшем?

— По итогам 2014 года мы получили рост выручки из-за девальвации, с одной стороны.

С другой стороны, доступ к финансированию перекрыт, ставки по кредитам безумные. Очевидно, что 2015 год будет не совсем показательным, а вот в следующую посевную — в 2016 году — мы прогнозируем вал банкротств среди сельхозпроизводителей. Крупные холдинги, которые накопили себе «подушку безопасности» и успели закончить фазу инвестирования в большие проекты, вероятнее всего, будут устойчивее и проживут следующие два года. Хотя, конечно, всем компаниям будет очень тяжело.

— Какие действия могли бы помочь рынку, сельскохозяйственным предприятиям?

— Во-первых, правила игры не должны меняться. Во-вторых, субсидирование и господдержка производителей должны быть своевременными, а финансирование – целевым. Конечно, нужно снижать ставку, при таких ставках по кредитам никакие новые инвестиции невозможны. При наличии специализированного банка развития для сельскохозяйственных проектов, аналога ВЭБа, помощь производителям была бы более эффективной.

Конец формы

 

Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы