05:43, 14.07.2015 — Новости
автор: apk-inform

Мировой рынок фрахта: сохранится ли понижательный тренд в 2015/16 МГ


В течение 2014/15 МГ на мировом рынке фрахта отмечалась понижательная тенденция, обусловленная сокращением мировых перевозок не только зерна, но и других видов груза. Об основных моментах прошедшего сезона, а также перспективах развития фрахтового рынка в 2015/16 МГ в интервью с президентом турецкой шиппинговой компании Marvel Int. Mng. & Trans. Ltd. Левентом Караселиком.

 

 

Справка

Компания Marvel Int. Mng. & Trans. Ltd., одна из ведущих турецких шиппинговых компаний, основана в 1998 г. Левентом Караселиком. Компания стала одной из крупнейших в мире по перевозкам цемента, руды, зерновых и других грузов, однако они уже не являются единственным направлением деятельности. C 2000 года Marvel работает в большей степени как транспортный оператор, имея в распоряжении грузовые суда, заказанные на длительный период. Одним из основных видов деятельности компании стала работа с долгосрочными контрактами по перевозке различных грузов по всему миру. Деятельность компании охватывает Средиземноморский, Причерноморский, Южно- и Североамериканский, Дальневосточный, Индийский и Африканский регионы и др.


- Левент, по итогам зернового сезона-2014/15, какие основные моменты на рынке мирового фрахта Вы можете выделить?

 

- В 2015 г. рынок мирового фрахта достиг исторически низкого уровня. В целом, текущее состояние фрахтового рынка ставок тайм-чартера для балкеров отмечается понижательным трендом. На протяжении всего сезона наблюдались периоды незначительного улучшения, но лишь на протяжении всего нескольких дней или недели, не более. Данная ситуация характерна также и для коастерного тоннажа и судов типа «река-море» в регионе Балтийского и Черного морей.

 

- Чем обусловлена сложившаяся ситуация на рынке мирового фрахта?

 

- Первой и одной из главных причин является снижение спроса на железную руду со стороны Китая, что влияет на ставки на балкера «кейпсайз». Также практически полное прекращение поставок угля и зерна из США повлияло на ставки на балкера «панамакс» и «супрамакс» в Атлантике, а решение Китая не закупать индонезийский уголь – на ставки в Тихоокеанском регионе. В Черноморском регионе причиной изменения ставок на коастеры и балкера «хендисайз» стало сокращение экспорта украинского угля в связи с обострением военной ситуации в стране.

 

- Согласно прогнозам агентства Moody’s, в 2015-2016 гг. превалирование избыточного тоннажа сохранит низкие ставки на рынке балкерного тоннажа на протяжении ближайших 12-18 месяцев. В это же время аналитики Goldman Sachs считают, что избыточный тоннаж будет препятствовать восстановлению фрахтовых ставок на протяжении как минимум ближайших 5 лет. Как, по Вашему мнению, будет развиваться ситуация в дальнейшем?

 

- Я не настроен оптимистически на восстановление фрахтовых ставок. Ожидается не только превалирование избыточного тоннажа, но также и снижение морской торговли в целом. За исключением зерновых, объем экспорта всех видов грузов сократится в ближайшие годы. Анемичное развитие фрахтового рынка сохранится по причине низкого спроса на железную руду и уголь в частности. На данный момент 22 страны производят железную руду, в то время как 10 лет назад их было только 3. Спрос на уголь в качестве источника энергии и тепла низкий, так как все чаще его заменяют альтернативными источниками энергии. Таким образом, наблюдается ежегодное снижение морской торговли.

 

- Относительно ситуации в Причерноморском регионе. В будущем сезоне аналитики прогнозируют возможное сокращение объемов экспорта зерна. Как данная ситуация может повлиять на развитие фрахтового рынка в краткосрочной перспективе?

 

- Рынок фрахта в Причерноморье зависит только лишь от объемов зерновых грузов, экспортируемых из Украины и России. Однако я не верю в то, что экспорт зерновых из России или Украины снизится, наоборот, он может возрасти до 50 млн. тонн в ближайшие 5 лет.

Кроме этого, стоит отметить возможное изменение существующего флота, что также может оказать влияние.

 

- Что именно Вы имеете в виду?

 

- На данный момент суммарный дедвейт всего балкерного флота в мире равен 750 млн. тонн. В 2015 и 2016 гг. планируется спустить на воду еще 158 млн. тонн. Возраст большинства судов флота превышает 25 лет, следовательно, в ближайшее время их следует отправить на утилизацию, а количество новых судов будет превышать старые, что негативно отразится на рынке. При условии, что сложившаяся ситуация на рынке сохранится и в дальнейшем, суда возрастом 18-20 лет также будут отправлены на утилизацию.

Относительно коастерного тоннажа общий дедвейт всего флота равен 9 млн. тонн. Возраст 45% общего дедвейта коастерного тоннажа превышает 35 лет и около 20% - 30 лет. В течение следующих двух лет они должны уйти на утилизацию. Таким образом, через два года суммарный дедвейт флота уменьшится с 9 то 6 млн. тонн при условии, что новые суда не будут спущены на воду. Но все же количество извлеченных судов будет превышать новые, стоимость которых достаточно высока, так как в данных рыночных условиях инвестировать в строительство очень трудно и рискованно. Однако если к тому времени как все большее количество судов будет утилизировано, экспорт зерновых грузов из Украины и России возрастет, ставки фрахта в Черноморском регионе и Средиземноморье на коастеры также могут увеличиться.

 

- На сегодняшний день многие крупные компании озвучивают глобальные планы по строительству зерновых терминалов в портах Украины. Как, по Вашему мнению, изменится ситуация с фрахтом в Украине и России после введения этих терминалов в эксплуатацию? С чем это связано?

 

- Строительство новых терминалов даст возможность Украине и России стать мировым центром экспорта зерна. Это положительно повлияет на ставки фрахта в Черноморском регионе для коастеров и балкеров типа «хендисайз».

 

- Большинство аналитиков сообщают, что в cезоне-2015/16 ожидается увеличении импорта зерна со стороны Китая и Индии. Ожидаете ли Вы в перспективе роста потоков зерна в этом направлении из Причерноморского региона?

 

- Да, ожидаем. Более того, в 2014/15 МГ уже можно отметить увеличение отгрузок зерновых грузов в направлении Индийского океана и Дальнего Востока, из которых большинство сделок были новыми.

В 2016 г. и в дальнейшем экспорт зерновых ожидается как минимум на уровне 25-30 млн. тонн в год в направлении из Черноморского региона в сторону не только Дальнего Востока и Индийского океана, но также и Красного моря, Восточной Африки и Южной Азии. Это позволит увеличить уровень фрахтовых ставок на все виды грузов из портов Черного моря и Средиземноморья.

 

- В завершение хотелось бы узнать Ваше мнение относительно развития ситуации на мировом рынке фрахта в будущем сезоне?

 

- Как я уже отмечал, я не вижу перспективы улучшения уровня ставок фрахта еще на протяжении как минимум двух лет, за исключением фрахта на черноморское зерно.

 

Беседовала Анна Кошеленко

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы