07:34, 13.05.2016 — Новости
автор: apk-inform

Российскому зерну приходится демпинговать, чтобы быть конкурентоспособным на рынке


Россия, имея выгодное географическое расположение, продолжает прилагать усилия для расширения рынков сбыта сельхозпродукции. Каспийский регион имеет преимущество для российского экспорта сельхозпродукции: отгрузки можно осуществлять как морским путем, так и по железной дороге. Вместе с тем, работа экспортеров в Каспийском бассейне также сопряжена со сложностями, такими как конкуренция, логистическая составляющая и т.д. Рассказать о принципах работы и перспективах экспорта российской сельхозпродукции в Каспийском регионе согласился коммерческий директор ООО «Агрокомплекс-ЭКСПО» Александр Фисенко.


Справка

ООО «Агрокомплекс-ЭКСПО» создано в 2012 году для торговли зерновыми культурами на внутреннем рынке РФ, в 2013 году компания вышла на экспорт и большую его часть осуществляет в каспийском направлении. Торговый оборот компании в 2015 году составил более 100 тыс. тонн.


- Александр, оцените тенденции российского рынка зерновых культур в текущем сезоне по сравнению с 2014/15 МГ. Какие особенности работы можете выделить?

- В плане производства я считаю, что оба сезона мы собрали достойные урожаи на одном уровне 105-104 млн. тонн, но, в то же время, увеличили экспортный потенциал в этом году на 2,5-3 млн. тонн. Несмотря на рост внутреннего потребления, экспортеры приложили немало усилий для увеличения рынка сбыта и присутствия российского зерна на мировой арене. Из особенностей работы можно выделить несколько направлений: для экспорта – своевременное привлечение инвестиций, оперативное финансирование торговых операций, сокращение логистических издержек; для внутреннего рынка – модернизация производств, оптимизация затрат, увеличение производительности и сбыта на внутреннем и внешнем рынках.


- Какие факторы, по Вашему мнению, являлись ключевыми при формировании ценовой политики как на экспортном, так и внутреннем рынке зерновых?

- На мой взгляд, этими факторами являются стандартные законы экономики, формирующие взаимодействие и взаимосвязь рыночного механизма, закон спроса и предложения. Для экспортного рынка ценовую политику определяют наши основные покупатели – Египет, Турция, Иран, Саудовская Аравия и другие страны Ближнего Востока и Африки, а также живая конкуренция ближайших стран-экспортсров. На внутреннем рынке, в частности России, ценовая политика формируется следующим образом: регионы, приближснные к портам, южные и Поволжье – они экспортно-ориентированы. В остальной части РФ – центр, Урал, Сибирь, Дальний Восток – в основном рынок формируют перерабатывающая промышленность, мукомолы, комбикормовое производство, свинокомплексы, птицефабрики и т.д. Также на формирование внутренней цены влияет и стимулирование сельхозпроизводителей в виде государственных закупочных интервенций.


- Александр, какие культуры являются наиболее востребованными при экспорте в Каспийском регионе? Увеличивается ли спрос на нишевые культуры, такие как горох, нут и т.д.?

- Массовую долю рынка можно отнести к трсм культурам – это мукомольная пшеница, фуражный ячмень и кормовая кукуруза. Но также мы наблюдаем, как увеличивается спрос наших партнсров на зернобобовые культуры (горох, нут), продукты переработки зерновых (пшеничные отруби) и масличные, в частности рапс, подсолнечник, лсн и продукты их переработки (шрот, масло). Считаю, что данный сектор нишевых культур ещс слабо развит в каспийском направлении и мы ещс увидим рост экспортного потенциала в ближайшие годы.


- Изменилась ли за последние 3 сезона география поставок зерновых из РФ? Чем это обусловлено?

- Основная география поставок зерновых существенно не изменилась, разве что в каких-то случаях мы уступали рынки конкурентам. Ярким примером в этом году послужила Южная Америка: в частности, аргентинская пшеница после отмены пошлин побеждала на тендерах в Египте (GASC), тем самым оставив за бортом основных игроков из Европы, России, Украины и других стран.


- Какие направления, по Вашему мнению, будут приоритетными при экспорте зерновых культур в новом сезоне? Почему?

- В основном это страны Ближнего Востока и Африки, Египет, Турция, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Ливия, Израиль, Алжир, ЮАР, Тунис, Иран, Азербайджан, Индия и Китай. Часть этих стран не имеет возможности для возделывания урожая, покрывающего внутреннее потребление страны, а в части ещс отмечается рост внутреннего потребления, и необходимы дополнительные объсмы продукции. В ряде стран внутренняя переработка продукции экономически выгоднее для дальнейшего транзита конечного продукта, поэтому много факторов, влияющих на этот рынок.


- Осуществляя поставки российского зерна через Каспийское море, какие особенности могли бы выделить (логистика, юридические аспекты, требования к качественным показателям сельхозпродукции и т.д.)? Расскажите о них подробнее.

- Здесь нужно отметить два аспекта – на каком базисе вы выходите на рынок. Продажа FOB или CFR? Первый базис наиболее безопасен для российского экспортсра относительно снижения рисков финансового плана (оплата товара, сохранность груза, соответствие качественных и количественных показателей, простои судов при выгрузке и т.д.). Во втором случае все эти риски ложатся на плечи экспортсра, и любая внештатная ситуация может вылиться в значительные минусы для компании. Основным и наиболее значимым фактором является вопрос взаиморасчетов, так как этот процесс был наиболее подвержен санкционным механизмам, и зачастую проще было продать посреднику из третьих стран, чем напрямую покупателю. Далее следуют логистические процессы, выгрузка, простои судов, фитосанитарные нормы, стандарты определения качества и т.д. В целом, механизм работает, но всегда нужно быть в процессе событий и изначально все риски прописывать в контрактах.


- Насколько изменилась ставка фрахта за последние 3 сезона? С чем это связано? Отразилось ли это на формировании цен на экспортную партию зерна?

- Динамика ставок фрахта колеблется в течение всего года и также во многом зависит от сезонности и спроса на перевозки. Если рассматривать Каспийский бассейн, то можно сказать, что дополнительно на формирование цены влияет фактор навигационного периода в Волго-Донском канале. Основными периодами роста ставок фрахта можно назвать июль-ноябрь, когда открыта навигация и часть флота уходит в реку, тем самым увеличивая сроки логистики и дефицит флота в Каспии. И наоборот, когда навигация в ноябре закрывается, часть флота возвращается в Каспий, создавая дополнительную конкуренцию, что, соответственно, влияет на стоимость фрахта. Немалую роль в формировании ставки фрахта играет и приписка судна к портам, под каким флагом оно ходит. Многие терминалы и порты Астрахани и Волго-Донского канала не имеют зон таможенного контроля, соответственно, могут обрабатывать суда только с российским флагом, что также влечст удорожание фрахта при поиске судна. Если брать во внимание ставки за последние 3 года, на мой взгляд, в этом сезоне они снизились. Причиной снижения ставок в основном послужило падение цен на сырьевых рынках, в частности на зерновом мы увидели динамику падения цен на товар около 25-30% в долларовом соотношении. И, конечно же, происходит некая зависимость от ставки фрахта, цен на зерновые и стивидорные услуги при формировании партии к экспортной поставке.


- Азербайджан, Иран являются одними из ведущих импортеров зерновых из РФ в Каспийском регионе. Можете выделить какие-то особенности экспорта зерновых в данные страны?

- Специфика этих двух рынков во многом зависит от логистической и политической составляющей. Иран – это поставки только водным транспортом, и здесь немалую роль играет несколько основных факторов: 1. Урожайность в Казахстане (основной конкурирующий рынок, водным и ж/д путсм). 2. Снятие санкций, что открывает Ирану дополнительные рынки. Азербайджан в основном закупает товар ж/д поставками и менее подвержен конкуренции. В основном поставки осуществляются из южных регионов, логистика выгодная для российского зерна, но потребность рынка намного меньше иранского.


- Говоря об Иране, последние 4 сезона он входил в ТОП-5 импортеров российского зерна, однако в текущем сезоне правительство страны заявило о сокращении импорта зерна. Насколько это отразилось на темпах и объемах экспорта зерновых из РФ?

- Да, мы знаем, что иранское правительство собирается увеличить собственное производство зерновых, и это говорится уже на протяжении как минимум 3 лет, но пока доля рынка остастся, и она, как я говорил ранее, во многом зависит от урожайности в Казахстане и политического фактора в виде отмены санкций и доступности Ирана для других рынков.


- В случае снижения поставок зерна на рынок Ирана какие направления в Каспийском регионе рассматриваете в качестве альтернативных?

- Перспективным остается направление Азербайджана, в частности развивать поставки водным транспортом, а также рассматриваем рынок Туркменистана.


- Насколько высока конкуренция между странами-экспортерами в Каспийском бассейне? Какие страны составляют существенную конкуренцию российскому зерну?

- Конкуренция высока, и при нормальных урожаях она ощущается уже в середине августа – начале сентября, когда Казахстан выходит на рынок. Географическое и логистическое расположение транспортных коридоров из Казахстана выгоднее, Иран и Казахстан соединены ж/д сообщением, и порт Актау ближе к портам, находящимся на южном побережье Каспийского моря Республики Иран (Амирабад, Энзели), поэтому российскому зерну приходится демпинговать, чтобы быть конкурентоспособным на рынке. Ситуация на рынке с Азербайджаном аналогична, только здесь логистика более склонна к российскому зерну. Соответственно, на Каспии в основном конкурируют два крупных игрока – Россия и Казахстан.


- Как, по Вашему мнению, будет развиваться ситуация в Каспийском регионе в 2016/17 МГ? Какие факторы окажут существенное влияние на российский экспортный рынок зерновых?

- Каждый новый сезон вносит свои коррективы, но более точно мы можем увидеть рынок, имея информацию о валовых сборах в странах Каспийского бассейна и ситуации на политической арене, выходе Ирана из санкционного списка и открытии новых возможностей в торговых и банковских сферах.


Беседовала Наталья Ступаева

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы