Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
06:32, 16.05.2016 — Новости
автор: apk-inform

Сезон-2015/16 – переломный и ключевой для рынка украинской сои


По мнению Александра Лозыченко, генерального директора ДП «Сангрант Плюс», 2015/16 МГ достаточно непростой для украинского рынка зерна и переломный для рынка сои и продуктов ее переработки. Украинские реалии оказали существенное влияние на работу в сфере агробизнеса. О результатах деятельности компании на зерновом и масличном рынках в текущем сезоне в эксклюзивном интервью АПК-Информ с Александром Лозыченко.

 

Справка

Компания работает на аграрном рынке Украины более 10 лет и является надежным партнером как для украинских компаний, так и на международном рынке. Основная специализация – закупки зерновых, масличных и продуктов переработки (масло подсолнечное, соевое, рафинированное, дезодорированное, бутылированное) на терминалах Одессы, Николаева, Херсона и в портах Азовского моря. Осуществляет отгрузки зерна балкерами от 3 до 50 тонн, масличных и масел контейнерами и во флекситанках. Ключевые рынки сбыта – страны Средиземноморья и Дальнего Востока.

В сезоне-2014/15 компания заняла 5 место в рейтинге покупателей соевых бобов украинского происхождения. Всегда открыта к диалогу и рада новым партнерам.

 

- Компания «Сангрант Плюс» является одним из крупнейших поставщиков украинской сельхозпродукции на мировой рынок. В 2015 году перед компанией стояла цель – войти в пятерку экспортеров по зерновым и масличным культурам в Украине. Удалось ли ее достигнуть? 

 

- Усилиями команды коммерческого отдела в прошедшем сезоне нам удалось войти в пятерку экспортеров соевых бобов, отгрузки производились из Херсона, размеры партий варьировались от 11 до 3 тыс. тонн. Основные цели на будущее – отгрузка партий более 25 тыс. тонн из глубоководных портов и укрепление позиции по экспорту зерновых культур.

 

- Экспорт каких культур и продуктов переработки является основным для вашей компании в сезоне-2015/16? Какие объемы и в каком направлении уже поставлены на внешний рынок в текущем МГ?

 

- В текущем сезоне наряду с пшеницей, кукурузой и соей мы вышли на экспортный рынок с соевым шротом Пологовского МЭЗа (наша головная компания), а также начали экспортные отгрузки подсолнечного и соевого шрота других производителей на базе терминалов Одессы, Херсона и Мариуполя. Отдельно отмечу наше участие в погрузке самой крупной партии отечественного подсолнечного шрота из Украины во Францию размером 23 тыс. тонн в феврале 2016 г.

 

- Какие бы Вы дали предварительные оценки текущему экспортному сезону зерна?

 

 - Сезон очень тяжелый, можно сказать, идет игра на выживание. Маржа как у экспортеров, так и переработчиков значительно ниже прошлогоднего уровня, связано это с сильнейшей конкуренцией, курсовыми рисками и нестабильными темпами реализации сельхозпродукции производителями. В свою очередь, политическая нестабильность и меняющаяся налоговая политика государства также оказывают влияние на условия торговли. Однако уменьшение маржи – это общемировой тренд, что отмечалось неоднократно на конференциях, где встречались представители крупнейших игроков мирового аграрного рынка.

 

- Какие особенности для рынка соевых бобов в первой половине текущего сезона Вы могли бы выделить?

- Урожай растет, качество бобов улучшается, также совершенствуются технологии по уборке, подработке и хранению. Нам удалось отгрузить несколько партий качеством не хуже 1 класса по стандартам USDA. Надо отметить, что этот сезон является переломным и ключевым с точки зрения выхода Украины на рынок продуктов переработки сои. Украинский соевый шрот уже считается довольно конкурентным. Этого удалось достичь за счет как новых технологий и улучшения качества бобов, так и сложившейся геополитической ситуации, которая не оставила другого выбора украинским переработчикам сои, кроме как искать новые рынки сбыта для своей продукции.

 

- Как Вы оцениваете в целом количество предложений сои на внутреннем рынке. Насколько сильно ощутима конкуренция при формировании сырьевой базы?

 

- Ключевые игроки, закупающие сою на экспорт и переработку, всем известны, конечно, конкуренция присутствует, но она и является двигателем торговли. Вследствие высоких логистических затрат в настоящее время у каждого игрока определен вполне конкретный регион закупок. Собственно он делится на три части, как и 5 лет назад, – Западная Украина (где соя набирает популярность, и посевные площади и валовой сбор уже вполне могут сравниться с показателями лидеров), центр и юг Украины. В каждом из этих регионов на сегодняшний день уже существуют крупные экспортно-ориентированные перерабатывающие предприятия.

 

- Как, на Ваш взгляд, будет развиваться ценовая ситуация на рынке сои во второй половине сезона-2015/16 на фоне снижения прогноза производства бобовой в Аргентине и засухи в Бразилии?

 

- Рост цен и повышение спроса уже вполне ощутимы на внешних рынках, но я бы не делал долгосрочных прогнозов относительно дальнейшего роста цен. В Китае, например, зафиксированы максимальные за все время переходящие остатки сои, и такая новость может нивелировать бычий тренд из-за недобора урожая в Аргентине и Бразилии. В то же время отмечается значительная зависимость масличного рынка от котировок нефти.

 

- После запрета ввоза украинской сои и соевого шрота в Россию была ли изменена география поставок?

- Россия могла бы стать отличным рынком сбыта для бобов и продуктов их переработки, а Украина– надежным и мощным поставщиком не только продуктов соевой группы. До 2014 года с компаниями из РФ и странами, куда продукция шла транзитом через Россию, была налажена работа и украинская продукция поставлялась вплоть до Урала и Дальнего Востока. Однако естественно в связи с событиями, свидетелями которых мы являемся, многие компании пересмотрели географию рынка сбыта. Надо отметить, что спрос белорусских покупателей растет и связано это в том числе с различного рода эмбарго и запретами в отношении в РФ, и до последнего времени, например, Беларусь готова была покупать наш шрот по премиальным ценам. Хотя, конечно, все знают о проблемах со взаиморасчетами с компаниями из этой страны.

 - Какие, по Вашему мнению, новые направления для экспорта украинской зерновой и масличной сельхозпродукции являются наиболее перспективными? Существуют ли какие-то преграды для расширения географии экспорта такой продукции?

- Экспортный потенциал в дальнее зарубежье можно реализовывать путем накопления и отгрузок крупных партий товара. Также контейнерами украинская продукция АПК поставляется во все уголки планеты.Так можно конкурировать и с Аргентиной и США на таких направлениях, как Китай, Малайзия и страны арабского мира. Мы неконкурентны на сегодняшний день в одном очень важном моменте – это стоимость перевалки (дисбурсменты, куда входят и портовые сборы), в наших портах эти цифры завышены в два, а порой и в три-четыре раза по сравнению со странами-соседями (Румыния, Турция, Франция, которые являются фактически нашими конкурентами). На примере Турции можно видеть, как прозрачная политика, твердое желание представителей всех уровней управления способствовали созданию в этом государстве логистического центра, привлекли миллионы долларов в развитие портовой инфраструктуры, а также в мощности по переработке. Мы отстали от них на десятилетия, и виной тому нерадивые руководители, бюрократия и конечно же коррупция.

Все мы знаем историю с компанией Risoil. До сих пор никто из официальных лиц не прокомментировал происходящее, никто не наказан и не будет наказан – в таком государстве мы живем. Приведу пример: недавно и наша компания стала жертвой чиновника. 21 апреля была подана заявка на разовый пропуск судна Altenavi на погрузку 6000 тонн ячменя в речном порту Херсон в Госслужбу безопасности на транспорте, где руководит недавно назначенный Ноняк Михаил Васильевич. Разрешение выдано не было, судно это в Херсоне грузится раз в месяц, было принято решение грузить его на рейде – в результате более 20 тыс. долларов убытков, включая демередж. Кто нам их компенсирует? Никто… Разрешение было выдано 27 апреля, когда судно уже было полностью погружено. 

Понимаете, после двух майданов, после люстрации, и если мы стремимся в Европу, этого всего не должно происходить.

 

- В последнее время Украина развивает сотрудничество в аграрной сфере со странами Каспийского региона, считая его перспективным. Учитывая опыт работы вашей компании с этим регионом, насколько можно увеличить объемы торговли сельхозпродукцией со странами региона, и какие из них наиболее перспективны для торговли с Украиной – Азербайджан, Иран, Казахстан или Туркменистан?

- На сегодняшний день мы имеем торговые отношения с Грузией, Арменией и Азербайджаном. После ввода запрета на транзит украинской продукции через РФ нам удалось продолжить работу с этим регионом и выйти на новые рынки путем увеличения торговых партий доставки их водным путем и поиска конечных потребителей. Рынок этот не велик, но довольно перспективен. По моему мнению, будущее все-таки за поставками на этот рынок продуктов переработки, нежели сырьевых групп.

 

- Логистическая составляющая при экспорте играет ключевую роль. Насколько ограничение Российской Федерацией транзита украинских товаров через свою территорию повлияло на темпы и объемы торговли вашей компании с Азербайджаном?

- Конечно же, грузопоток снизился, и это видно из статистических данных. Торговые отношения остались лишь с теми компаниями, которые могут себе позволить работать крупными партиями и использовать водный транспорт для минимизации логистических затрат. На сегодня существуют две рабочие схемы: 1) порт Украины, корабль - порт Грузии - вагон либо 2) вагон на пароме Ильичевск - порт Грузии. Но это все очень дорого, не забывайте, что раньше грузы отправлялись вагонами прямо с элеватора Украины, и ж/д тариф был ниже украинского аналога согласно принятому межгосударственному соглашению по регулированию тарифов в странах СНГ.  Интерес украинских компаний по-прежнему очень велик, однако при минимальных затратах логистика до Азербайджана стоит выше $45 за 1 тонну, это без стоимости доставки товара в порт Украины. Это дорого. Для понимания: доставка 60 тонн сои из Аргентины в Турцию стоит $16, это с другой стороны планеты.

 

-  Каковы, по Вашему мнению, перспективы перевозки сельхозгрузов из Причерноморского региона в Каспийский по Транскаспийскому маршруту? Рассматривается ли априори украинскими трейдерами логистика посредством контейнерного поезда?

- Надо заниматься этим вопросом, нужен орган или организация, которая будет продвигать этот проект. К сожалению, в настоящее время проект имеет все шансы умереть, а ведь доступ к этому рынку с дешевой логистикой может способствовать дополнительному спросу на нашу продукцию и расширить рынки сбыта. При создании инфраструктуры результаты не заставят себя ждать, и сотни компаний будут стремиться завоевать этот рынок. Ведь речь не только о продукции АПК. Будем надеяться на сдвиги в ближайшее время в этом вопросе.

 

- В последнее время растет активность торговли агропродукцией Украины с Ираном. Насколько интересным для вашей компании является Иран относительно экспортных поставок?

- Рынок очень привлекательный, однако мы до настоящего времени не имели поставок на иранские порты. Связано это, наверное, с рисками неоплаты и отсутствием механизма страхования таких рисков. Проблемы с задержками оплат и длительный простой судов у причала в связи с этим на сегодня так и остались факторами, препятствующими увеличению отгрузок, при этом рынок после снятия санкций уже перестал быть столь премиальным.

- Учитывая мировые тенденции на рынке зерновых и масличных и прогнозы урожая в Украине в 2016 году, какие перспективы для экспорта из страны Вы видите в новом 2016/17 МГ?

 

- Думаю, горизонта для украинского АПК нет, наш потенциал не раскрыт и на треть. Мировая потребность в зерне, сое и продуктах переработки растет из года в год, и это может позволить нам получить твердую экономическую опору. Однако надо прилагать максимум усилий, чтобы быть не только экспортерами сырья, но и завоевывать рынок продуктов переработки, на примере той же Турции, которая кормит мукой весь соседний регион и является крупнейшим экспортером данной продукции. Это при том, что эта страна импортирует больше, чем экспортирует, и достигла она этого всего путем правильной и твердой государственной политики, путем привлечения миллионых инвестиций в перерабатывающую и транспортную отрасли. Нужно учиться на таких примерах, и тогда за тонну пшеницы в государство может поступать не $180, а $200-250 за счет добавленной стоимости, создания рабочих мест, внедрения новейших технологий и привлечения инвестиций. Это и мука, и макаронные изделия, продукция птицеводства, животноводства, комбикорма.

 

Беседовала Елена Чередниченко

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы