Исследования компании I-Marketing
Объем предложения на российском рынке сливочного масла в 2015 году снизился на 12% относительно 2014 года и составил 350 тысяч тонн против 397 тысяч тонн годом ранее
(рис. 1).
При этом спад произошел за счет сокращения импортной продукции (-37% к 2014 году), тогда как производство выросло на 3% по сравнению с тем же периодом. Доля импортной продукции в 2015 году в натуральном выражении составила 27%, тогда как в 2014-м этот показатель составлял 38%
(рис. 2).
Падение импорта сливочного масла было обусловлено всем известными факторами, которые повлияли на большинство рынков продуктов питания.
Произошедшие изменения на российском рынке масложировой продукции схожи с тенденциями мясного рынка: потребители переходят на более дешевые заменители, либо отказываются от продукта. Снижение потребления сливочного масла в 2015 году было обусловлено тем, что часть потребителей переключилась на более дешевые заменители: спреды (в большей степени) и маргариновую продукцию (в меньшей степени). Так, производство спредов в 2015 году выросло на 5%, составив 150 тысяч тонн. Выпуск маргариновой продукции увеличился на 3% до отметки в 524 тысячи тонн. Производство сливочного масла в прошлом году также выросло на 3% по сравнению с 2014-м. Однако в данном случае рост был обусловлен эффектом импортозамещения: в 2013–2015 годах доля импорта составляла 20-40%. В сегменте спредов и маргариновой продукции доля импорта составляла менее 5%, поэтому с уверенностью можно говорить о росте производства не за счет замещения импорта, а благодаря росту спроса со стороны российских потребителей.
Отметим, что по итогам первого полугодия 2016 года, производство сливочного масла в России снизилось на 4% к аналогичному периоду прошлого года, а импорт вырос на 7%. Стоит отметить, что прирост произошел за счет увеличения поставок белорусской продукции, которая стоит дешевле продукции отечественных производителей. Производство спредов в январе-июле 2016 года увеличилось на 4% к аналогичному периоду прошлого года.
Как уже было отмечено, в 2015 году в РФ было выпущено 259 тысяч тонн сливочного масла (+3% к 2014 году), а по итогам первого полугодия 2016 года, – 123,3 тысячи тонн
(табл. 1).
В структуре российского производства сливочного масла по видам наибольшая доля приходится на сладко-сливочное масло с массовой долей жира от 50% до 79% – доля выпуска этой продукции в первой половине 2016 года составила 84%. Далее с существенным отставанием следует сладко-сливочное масло с массовой долей жира от 80% до 85%, на долю которого, по итогам первого полугодия 2016 года, приходится 12% общего объема производства.
В региональной структуре производства сливочного масла наибольшая доля приходится на Приволжский и Центральный федеральные округа – соответственно, 31 и 30%, по итогам 2015 года, что обусловлено концентрацией потребителей, с одной стороны, и благоприятными условиями для молочной промышленности – с другой
(рис. 3).
Отметим, что доля Центрального федерального округа за прошедшие 5 лет выросла с 25% в 2010 году до 30% в 2015-м, тогда как доля Приволжского федерального округа, наоборот, сократилась с 36% до 31%.
Импортные поставки сливочного масла в России претерпели существенные изменения как по объему, так и по составу стран-поставщиков. Объем импортных поставок в прошлом году существенно снизился в натуральном и стоимостном выражении – соответственно, на 37 и 58%. Наибольшую долю в импорте традиционно занимает Белоруссия, причем ее доля в натуральном выражении выросла с 30% в 2013 году до 81% в первом полугодии 2016-го
(рис. 4).
На долю Уругвая и Новой Зеландии в первом полугодии 2016 года пришлось по 8% поставок в натуральном выражении. Также более 2% в общем объеме импорта занимала продукция из Аргентины.
В стоимостном выражении в январе-июле 2016 года доля Белоруссии в импорте сливочного масла в Россию составила 80%
(рис. 5).
На доли Уругвая и Новой Зеландии приходилось, соответственно, 9 и 7% импорта, а на долю Аргентины – около 3%.
Ключевым поставщиком сливочного масла в Россию, по итогам 2015 года, (без учета поставок из Белоруссии) стала уругвайская компания Cooperativa Nacional de Productores de Leche, на долю которой в натуральном и стоимостном выражении приходилось, соответственно, 43 и 41%
(табл. 2).
В число ведущих поставщиков вошли новозеландские компании The Tatua Co-Operative Dairy Company Limited (с долями, соответственно, 16 и 19%) и Fonterra Limited (соответственно, 15 и 13%), а также аргентинская Molfino Hnos S.A (соответственно, 11 и 10%).
Объем российского экспорта сливочного масла в 2015 году составил почти 5 тысяч тонн (-13% к 2014 году) на сумму $ 11,4 млн (-17% к 2014 году).
Ключевыми странами–получателями российского экспорта являются Казахстан – по итогам первого полугодия 2016 года, в натуральном и стоимостном выражении на него приходится, соответственно, 34 и 32% поставок, – а также Украина с долями, соответственно, 45 и 44%
(табл. 3).
Ключевыми российскими производителям сливочного масла, ведущими поставки на экспорт (без учета экспорта в страны Таможенного союза), в 2015 году стали ООО «Русмолоко» (Ставропольский край), на долю которого в натуральном и стоимостном выражении приходилось, соответственно, 21 и 19%, а также ОАО «Молоко» (Белгородская обл.) с долями 11 и 12%, ООО «Тульчинка.RU» (Белгородская обл.) с долями 9 и 13% и ООО «Белый медведь» (Ростовская обл.), которому принадлежало по 9% как в натуральном, так и в стоимостном выражении
(табл. 4).
В заключение рассмотрим структуру потребления сливочного масла по регионам РФ в стоимостном выражении. Здесь никаких сюрпризов нет: лидирует Москва с долей 28%
(рис. 6).
Далее следуют Московская область, которой принадлежит 5% потребления, а также Тюменская и Свердловская области, которые занимают по 4%.
Обсуждение