Популярность товаров СТМ продолжает расти. Но как много среди них качественных? В каких категориях они опережают по качеству товары известных брендов? Есть ли лидеры среди торговых сетей? Мы изучили, насколько качественными оказались эти товары из категорий «Продукты питания» и «Напитки», чтобы ответить на эти вопросы.
Аналитики отмечают увеличение интереса покупателей к товарам под собственными торговыми марками на протяжении последних лет. В этом году экономия на продуктах питания подтолкнула рост продаж товаров СТМ в торговых сетях еще больше. По данным NielsenIQ, доля продаж СТМ продолжает расти и в продовольственных, и в непродовольственных категориях. В продуктах питания СТМ в 2022 году показывают растущую долю от сегмента всего рынка, а по темпам роста превысили отметку 35% по сравнению с 18% по итогам 2021 года. Например, доля СТМ в 2021 году в молочной продукции выросла на 1% – с 13 до 14% в общей доле продукции (по данным NTech). Наиболее емкие категории здесь – сливки (38%), кисломолочные продукты (18%), сыры (17%), молоко (16%). Общая доля СТМ в крупах достигает почти половины – 44%. По данным Ntech, товары СТМ наиболее представлены в пшене(54%) и перловке (53%).
Как показывают результаты опроса, проведенного Центром изучения потребительского поведения Роскачества, из товаров СТМ чаще всего россияне выбирают молочные продукты (60% опрошенных), яйца (49%) и макароны (44%).
Статистика
Три четверти опрошенных (72%) покупают продукты СТМ торговых сетей из-за доступной цены.
Почти половина респондентов (49%) отметила, что продукты СТМ уступают брендированным товарам по вкусовым качествам.
Аналитики предсказывают, что доля частных марок продолжит опережающий рост и установит новый рекорд уже в обозримой перспективе – во многом из-за перестройки множества процессов на рынке продуктов питания и поиска новых путей оптимизации бизнеса, организации логистических цепочек и пересмотра ассортимента. У Х5 и «Тандера» есть планы довести долю СТМ к 2025 году до 25–30% от общей доли рынка. Уже сейчас у покупателей наиболее популярной стратегией экономии является поиск магазинов с более низкими ценами. А продукты СТМ как раз призваны обеспечить наилучшее сочетание цены и качества.
Всего в исследованиях Роскачества насчитывается 97 категорий продуктов питания и напитков, где среди исследованных товаров есть хотя бы один товар СТМ.
Но при этом наибольшая удельная доля СТМ от общего количества исследованных товаров – у соленого лосося (37,2%). Каждая третья упаковка с лососем – это собственная торговая марка ретейлера.
Рекордсменами по количеству качественных товаров СТМ стали категории «Рис круглозерный», «Горошек зеленый» и «Гречневая крупа». Наибольшая удельная доля качественных продуктов СТМ – у гречки (25%); таким образом, каждая четвертая пачка гречки из исследованных – качественная продукция, произведенная под собственной маркой торговой сети. Но в этих же категориях очень много и «обычных» товаров производителей-поставщиков, которые получили высокие оценки от Роскачества. Таким образом, гречку, зеленый горошек и круглозерный рис можно смело выбирать под торговой маркой сети: скорее всего, вы получите высококачественный продукт по цене ниже, чем аналог от известного бренда. Некоторые производители делают один и тот же продукт как для брендов, так и для СТМ ретейла.
«Лосось соленый в ломтиках», «Вода питьевая» и «Наггетсы куриные» – три категории с наибольшим количеством некачественных товаров СТМ. Антирекордсмен среди них наггетсы: почти каждая вторая упаковка, изготовленная под собственной торговой маркой, с товаром низкого качества. Но, выбрав брендированные наггетсы, вы получите примерно тот же результат: 45% наггетсов из исследованных товаров от брендов – тоже низкого качества (с оценками ниже 3 баллов).
Из-за того, что ретейлер может под своей маркой выпускать сотни товаров в разных категориях, отдавая тендеры разным производителям, под одной и той же СТМ можно найти как качественные, так и некачественные товары. Это показывают и наши исследования: например, «Каждый день» имеет в рейтингах Роскачества 17 качественных продуктов и 18 некачественных. Globus при 17 качественных – 6 некачественных, Fine Life – 9 некачественных при 12 высокого качества.
Лишь у двух собственных торговых марок были только качественные продукты и не было некачественных (с оценками 3 балла и ниже).
Это СТМ Global Village, принадлежащая сети X5 (4 товара высокого качества), и «Наша семья О!», принадлежащая сети «Ашан» (5 товаров высокого качества). Но у них было низкое общее число товаров в рейтингах. Не рассматривались СТМ, у которых было три товара и менее в наших рейтингах.
Выгода от собственных торговых марок для сетей очевидна: они приносят трафик, увеличивают объемы продаж, минимизируют расходы на продвижение и выкладку, разработку и организацию производства. Сами производители тоже получают ряд преимуществ: их производственные мощности постоянно загружены, они имеют постоянных заказчиков и гарантированный сбыт, а также поддерживают благодаря этому достаточное количество рабочих мест.
В России некоторые покупатели до сих пор скептически настроены по отношению к товарам СТМ, часто из-за ошибочной репутации такой продукции как «товаров для бедных». Однако, например, в Швейцарии, одной из богатейших стран мира, рынок СТМ достиг уже 51%, что говорит об отсутствии какой-либо предвзятости к СТМ.
Но в чем выигрывает покупатель, если выбирает товар СТМ?
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение