В двух крупнейших портах Курземе – Вентспилсе и Лиепае – наблюдается снижение объема грузов, но коммерсанты ищут новые грузы и способы продолжить деятельность, передает LSM.
Предприятие ООО VK Terminal Services, которое уже десятилетиями оказывает услуги по перевалке и хранению химических и нефтехимических грузов в Вентспилсском порту, в последние годы наращивает объемы перевалки растительных масел. Изначально в резервуарах хранилось только рапсовое масло, которое используется в качестве сырья для производства биотоплива, а теперь предприятие работает и с другими пищевыми маслами. В прошлом году впервые появилось пальмовое масло из Индонезии и Малайзии.
В ответ на изменение геополитической ситуации портовые терминалы должны не только искать новых клиентов, но и адаптировать инфраструктуру к новым грузопотокам.
Компания Bio – Venta, начавшая свою деятельность пятнадцать лет назад, сама производит масло, но удается обеспечить только 36% необходимого количества. Часть закупается в Латвии.
Эгилс Старис, председатель правления и финансовый директор ООО Bio – Venta, признал, что геополитическая ситуация повлияла и на них: "Изменилась география наших поставщиков, потому что среди сырьевых материалов мы используем рапсовое масло, которое покупаем у других производителей. Сейчас 90% мы покупаем у украинских производителей и поставщиков. До конфликта в Черноморском регионе оно было с востока – России, Беларуси, Казахстана".
В то же время изменился способ доставки масла в Вентспилс – и на это повлияла ситуация на Украине. Старис рассказал, что иногда вся парковка забита большегрузной техникой с украинскими номерами:
"Это фактически единственное возможное сообщение на данный момент. Железнодорожное невозможно, потому что через Беларусь грузы не отправляются. Их перевозят автомобилями, и это не самый удобный способ – иногда машины задерживают на границе на срок до 12 дней. Когда приезжает, один груз составляет 25 тонн, в отличие от железной дороги, где груз составляет 60–65 тонн. Операций стало больше".
Компания планирует удвоить производство рапсового масла. Почти 100% всей производимой продукции экспортируется и транспортируется через Вентспилсский порт. Масло переваливается в порту, а другой производимый продукт – кормовой рапс – переваливается через другие терминалы порта.
"Это немного, но мы все равно обеспечиваем грузооборот около 150 тысяч тонн в год. Будет больше, когда завершим вторую очередь масляного цеха – этот вклад вырастет еще на 30–40 тысяч", – говорит Старис.
Заместитель управляющего Вентспилсским свободным портом Игорь Удодов рассказал, что порт начал работу над новым имиджем.
Из транзитного порта ископаемого топлива, каким он был создан в середине прошлого века, порт должен превратиться в энергетический порт с сильным акцентом на возобновляемые источники энергии в самом широком смысле этого слова.
Именно сокращение объемов нефтепродуктов до нуля стало причиной того, что общий грузооборот терминалов Вентспилсского свободного порта по сравнению с 2022 годом снизился на 29,3%.
В Лиепайском порту также наблюдается снижение грузооборота – на 4,9% по сравнению с рекордным 2022 годом, и предприниматели продолжают адаптироваться, подчеркнул Улдис Хмиелевскис, управляющий Лиепайской СЭЗ. Скоро в порту появится новый продукт – собственная вода.
"В ближайшие месяцы будет сдан в эксплуатацию терминал по экспорту питьевой воды, где планируется переваливать и экспортировать 3 млн тонн в год. Это будет дополнительное достаточно крупное судоходство в Лиепайском порту. Мы работаем над созданием базы морского ветропарка в Лиепае, которая через несколько лет также обеспечит дополнительное движение судов", – обрисовал планы на будущее Хмиелевскис.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
32900.00 | + 1950 | 33200.00 | + 2000 |
ПФО |
32000.00 | + 1690 | 32500.00 | + 1500 |
СКФО |
33000.00 | + 1350 | 33500.00 | + 1500 |
ЮФО |
33000.00 | + 1500 | 33500.00 | + 1500 |
СФО |
33000.00 | + 1000 | 34000.00 | + 1000 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
74000.00 | + 1000 | 74500.00 | + 1000 |
ЮФО |
73000.00 | + 1000 | 75000.00 | + 1000 |
ПФО |
73500.00 | + 1500 | 75000.00 | + 1800 |
СФО |
74000.00 | + 500 | 76000.00 | + 1100 |
Обсуждение