Исследования компании «РБК Исследования рынков»
Российский рынок молока и молочных продуктов за последние несколько лет претерпел существенные изменения. Непростые торгово-экономические отношения с Белоруссией, взаимные санкции России и Запада, активное развитие крупнейших продуктовых сетей, успешные примеры развития фермерских лавок и другие факторы способствуют трансформации отрасли, а также появлению и исчезновению сетей по продаже молока и молочной продукции. В рамках исследования «Торговые сети по продаже молока и молочных продуктов 2016» аналитики «РБК Исследования рынков» проанализировали ключевые тенденции рынка.
Торговые сети по продаже молока и молочной продукции стали активно развиваться с середины 2004-го по 2007 год. Этому способствовали: повышение уровня доходов населения и активный рост российской экономики, стремление населения покупать свежую и натуральную / фермерскую продукцию с коротким сроком хранения, восстановление производственных мощностей сельхозпроизводителей и высвобождение дополнительных средств на развитие розницы.
В нынешней реальности факторы создания торговых сетей по продаже молока и молочных продуктов существенно изменились:
* увеличилась доля крупных сетевых игроков, ужесточился закон «О торговле», уменьшились возможности сбыта собственной продукции через сети;
* кризис и оптимизация ассортимента крупнейших сетей не позволяют сбывать производителям и дистрибьюторам молока и молочных продуктов весь ассортиментный ряд;
* население в крупных городах все больше внимания обращает на фермерские продукты и здоровое питание, все больше доверяет локальным брендам («крафтовизация» экономики), что ведет к росту спроса в отдельных сегментах, которые успешно занимают специализированные магазины;
* рост наценки торговых сетей приводит к логичному появлению сетевых специализированных магазинов, способных реализовывать собственную продукцию с наценкой ниже, чем у крупнейших сетей. Подобный эффект связан как с меньшей шириной ассортимента и специализацией на одной группе продуктов, так и с собственным производством.
Магазины производителей могут достичь более низкой цены за счет отсутствия наценки дистрибьюторов и необходимости платить премию сетям, а также благодаря наличию собственной логистики и других условий. У крупнейших федеральных ретейлеров, за редкими исключениями, наценка на молочную продукцию составляет от 25 до 50%. Небольшие магазины производителей могут продавать продукцию с наценкой в 10-25% за счет меньшей площади магазинов, меньшего количества персонала и другого. В случае с магазинами-агрегаторами (такие магазины не производят продукцию сами, но имеют контракты о прямой поставке под собственной маркой – например, «Вкусвилл») наценка не всегда ниже, чем в крупных сетях. Но если она ниже, то это достигается за счет масштабов работы и низких издержек. Фактически, это магазины СТМ, так как они работают с производителями напрямую.
В настоящее время на территории России действует более двух тысяч сетевых магазинов по продаже молока и молочной продукции, большая часть которых приходится на крупнейшие города. Оценка влияния наиболее важных изменений в потребительском поведении и розничной торговле на развитие сетевых специализированных магазинов представлена ниже.
КРУПНЕЙШИЕ СЕТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОДТАЛКИВАЮТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОТКРЫВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ РОЗНИЧНЫЕ МАГАЗИНЫ
В 2016 году Топ-10 продуктовых ретейлеров увеличили свою долю в розничном обороте продуктами питания до 27,3% (рис. 1, 2).
Максим Боровиков,
ведущий аналитик
«РБК Исследования рынков»
Опубликовано в журнале RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
30950.00 | + 1150 | 31200.00 | + 1200 |
ПФО |
30310.00 | + 1370 | 31000.00 | + 2000 |
СКФО |
31650.00 | + 2200 | 32000.00 | + 2000 |
ЮФО |
31500.00 | + 2250 | 32000.00 | + 2300 |
СФО |
32000.00 | + 2700 | 33000.00 | + 3500 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
73000.00 | + 1000 | 73500.00 | + 200 |
ЮФО |
72000.00 | + 2200 | 74000.00 | + 0 |
ПФО |
72000.00 | + 500 | 73200.00 | + 100 |
СФО |
73500.00 | + 1000 | 74900.00 | + 0 |
Обсуждение