ЛЕНТА / АНАЛИТИКА
10:45, 24.03.2022 — Новости, Обзоры по экспорту и импорту
автор: maslodel2

Основные направления торговли масложировой продукцией из России


Поставки масложировой продукции в  страны Центральной Азии представляет интерес для развития экспортной деятельности России.

При снижении партнерства с западными странами в Минэкономразвитии заявили, что РФ будет наращивать торгово-экономические связи с другими странами, прежде всего со странами Азии, особенно это касается продовольственных сельскохозяйственных товаров.

Растительные масла

Экспорт масел на рынок Азиии за последние три года, увеличился примерно на 6% – с 3,12 млн тонн (2019 г.) до 3,32 млн тонн (2021 г.).

Динамичный рост населения и доходов в развивающихся странах стимулирует увеличение спроса на продукт. Основная доля мирового экспорта приходится на четыре вида масла: пальмовое, соевое, подсолнечное и рапсовое.

По данным ФТС России, основным рынком сбыта растительных масел, произведенных на территории РФ, к концу отчетного периода стала Турция, которая еще в 2019 г. была лишь на третьей позиции, уступая лидеру (Китаю) в импорте примерно 330 тыс. тонн.

Ситуация изменилась: если три года назад на территорию западноазиатского государства отправлялось около 500 тыс. тонн масла, то уже к 2021 г. этот показатель возрос практически вдвое – до 915 тыс. тонн.

Обратная ситуация наблюдается с Китаем, который в 2020 г. закупил у России 1,4 млн тонн масла, а в 2021 г. сократил объемы импорта до 778 тыс. тонн и опустился на вторую позицию рейтинга основных импортеров.

Третью строчку стабильно на протяжении нескольких лет сохраняет Иран, который за последний год тоже значительно нарастил закупки отечественного растительного масла – с 509 тыс. тонн до 755 тыс. тонн.

В топ-5 основных импортеров продукта входит также Индия и Узбекистан – 237 тыс. тонн (-4 тыс. тонн к 2019 г.) и 128 тыс. тонн (-54 тыс. тонн) на 2021 г. соответственно.

Другими ключевым экспортным направлениям являются Казахстан, Афганистан, Ливан, Таджикистан, Азербайджан и другие.

В целом, азиатское направление демонстрирует устойчивый рост импорта масел, поэтому данный рынок для России является перспективным для наращивания объемов экспорта.

Шрот

Отечественный шрот наряду с растительными маслами пользуется активным спросом в азиатском регионе. Так как включение высокобелковых кормовых добавок в виде жмыхов и шротов способствует росту продуктивности всех подотраслей животноводства и повышению качества производимой продукции.

За последние три года Россия немного сократила экспорт шротов в Азию – с 670 тыс. тонн (2019 г.) до 598 тыс. тонн (2021 г.). При этом в 2020 г. показатели реализации отечественной продукции за рубеж составляли практически 700 тыс. тонн.

Основным импортером российского шрота, на долю которого приходится свыше 77% от общего количества поставок, является Турция. По итогам прошедшего календарного года объемы отгрузок продукта в данном направлении составили 463 тыс. тонн.

Азербайджан, идущий на второй позиции в рейтинге, имеет долю лишь в 2,8%. В количественном выражении страна импортировала 48 тыс. тонн отечественного шрота (+10 тыс. тонн к 2019 г.).

Замыкает тройку Узбекистан, который заметно сократил объемы закупок с 2019 г. – с 63 тыс. тонн до 23 тыс. тонн.

В топ-5 основных импортеров также вошли Китай (14 тыс. тонн), куда в 2019 г. отгрузки практически не осуществлялись, и Казахстан, сокративший за год импорт шрота с 28 тыс. тонн до 17 тыс. тонн.

Маргариновая продукция

Доля маргариновой продукции в структуре экспортного ассортимента масложировой отрасли хоть и имеет менее высокую оценку, нежели растительные масла или шрот, но все же обладает высоким потенциалом для увеличения дальнейшей реализации на внешние рынки Азии.

Так, показатели экспорта из РФ в данном сегменте последние несколько лет уверенно росли. Если еще в 2019 г. трейдеры отправляли в страны Азии менее 182 тыс. тонн продукта, то уже в 2021 г. этот показатель возрос до 313 тыс. тонн.

Росту продаж маргариновой продукции способствует увеличение объемов выпечки, приготовляемой как в домашних условиях, так и в промышленных масштабах. Значительный вклад в эти показатели внесло и возобновление работы сектора HoReCa в нормальном режиме после снятия части ограничений, связанных с пандемией COVID-19.

Так, основным импортером российской продукции по итогам 2021 г. стал Узбекистан, нарастивший объемы закупок маргарина и спредов в последние годы в 4 раза – с 33 тыс. тонн (2019 г.) до 120 тыс. тонн.

Российский маргарин в розничной упаковке, предназначенный для реализации конечному потребителю, исторически занимает на местном рынке лидирующее положение. Можно ожидать дальнейшего увеличения поставок маргарина в Узбекистан на фоне растущего спроса на этот продукт со стороны хлебобулочной и кондитерской промышленности.

Стабильные объемы закупок маргариновой продукции, начиная с 2019 г., демонстрирует Казахстан, который импортировал в прошлом году 63 тыс. тонн отечественного продукта (61 тыс. тонн – 2019 г.; 66 тыс. тонн – 2020 г.).

На третьей позиции с растущими показателями идет Таджикистан. Местные трейдеры в 2019 г. импортировали 20 тыс. тонн маргарина и спредов, в 2020 г. – 23 тыс. тонн, в 2021 г. – 28 тыс. тонн.

В десятку стран-импортеров также входят Азербайджан, Армения, Туркменистан, Кыргызстан, Монголия, Грузия и Китай.

Майонез и майонезные соусы

Несмотря на увеличение отгрузок майонеза и майонезных соусов в 2021 г., показатели экспорта от года к году остаются примерно на одном уровне.

Тем не менее, по итогам отчетного периода (2019-2021 г.) динамика отгрузок из России в страны Азии немного подросла – с 74 тыс. тонн до 88 тыс. тонн.

Исторически основными рынками сбыта являются страны ближнего зарубежья. Лидер среди импортеров – Казахстан, на который в последние годы приходится более трети от всего объема экспортных продаж. В 2021 г. в данном направлении вывезено 36 тыс. тонн майонеза, что на 1 тыс. тонн превышает оценку прошлого года и на 3 тыс. тонн показатель 2019 г.

Второй традиционный покупатель российского майонеза в Азии – Узбекистан, сюда экспорт в 2021 г. составил 13 тыс. тонн (+5 тыс. тонн к 2020 г.).

В тройку ведущих импортеров входит и Азербайджан, в эту страну отгружено более 11 тыс. тонн отечественного майонеза (+1 тыс. тонн). Еще 8 тыс. тонн вывезено в Грузию, 5 тыс. тонн – в Таджикистан.

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Выберите регион
все страны и регионы