По мнению руководителя программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александра Габуева, пандемия предсказуемо негативно повлияла на торговлю России и Китая. Но, как и в любом кризисе, помимо проигравших (российских нефтяников и импортеров китайских станков) нашлись и выигравшие — аграрии.
Эксперт комментирует ситуацию следующим образом:
- По данным китайской таможни, с января по май экспорт сельхозпродукции и продуктов питания из РФ в КНР вырос на четверть, до $1,8 млрд. Впервые в истории пищевые товары вышли на второе после нефти место в российских поставках с долей в 7,6%. Пищу для размышлений о причинах этого я получил на днях, модерируя круглый стол о проблемах транспортировки сельхозтоваров из России и Европы в Китай.
Прежде всего, последние несколько лет Москва добивалась снятия нетарифных барьеров на пути российских пищевых продуктов в Китай, и это удалось сделать для поставщиков зерновых и мяса. Также с 2018 года правительство субсидирует несырьевой экспорт, в том числе в КНР, через РЭЦ. Большую роль сыграли и усилия Москвы и Пекина по развитию наземного транзита между Европой и Китаем через РФ, Казахстан и Белоруссию. Морской путь, конечно, все еще дешевле, а экономия двух недель времени далеко не для всех аргумент в пользу более высокой цены. Но пищевая продукция — как раз одно из редких исключений. Кроме того, Пекин активно субсидирует транзитные поезда из Китая в Европу и обратно, а ОАО РЖД и другие железнодорожные операторы стран ЕАЭС вкладываются в профильную инфраструктуру.
Наконец, положительную роль неожиданно сыграла и пандемия, ускорив в России, странах ЕАЭС и Китае переход на электронный документооборот и переведя в дистанционный режим ряд процедур — например, согласования способов размещения и крепления грузов. Власти КНР, со своей стороны, в качестве антикризисной меры снизили железнодорожные тарифы. В результате за первые пять месяцев объем перевозок сельхозпродукции из России в Китай по железной дороге вырос на 46%, до 464 тыс. тонн.
Чтобы сделать тенденцию устойчивой, и компаниям, и регуляторам предстоит еще немало работы. Китайские игроки беспокоятся, что будет с наземными маршрутами, если Пекин отменит субсидии. Для ряда товаров, в том числе мороженого мяса и растительного масла, будет нужен и особый парк, а также дополнительное оборудование на терминалах. Регуляторам и инфраструктурным монополиям же предстоит сохранить завоевания пандемии в части перевода оформления грузов в электронный формат и максимальное сокращение времени на прохождение всех процедур, особенно на погранпереходах.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
44900.00 | + 1200 | 45000.00 | + 500 |
ПФО |
42100.00 | + 450 | 43000.00 | + 1000 |
СКФО |
48500.00 | + 3150 | 49000.00 | + 3600 |
ЮФО |
46500.00 | + 600 | 47000.00 | + 1000 |
СФО |
44000.00 | + 1000 | 45000.00 | + 1000 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
102000.00 | + 3000 | 104950.00 | + 1450 |
ЮФО |
105000.00 | + 7000 | 107000.00 | + 2000 |
ПФО |
102000.00 | + 5000 | 103000.00 | + 1000 |
СФО |
103000.00 | + 4000 | 104000.00 | + 1000 |
Обсуждение