В рамках мониторинга цен на продукты питания Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала анализ взимаемых торговыми сетями с поставщиков платежей, в том числе за логистику и маркетинг. Запросы уже получили несколько объединений производителей. Там указывают, что некоторые сети начали требовать за введение товаров в ассортимент дополнительные скидки или вводить фиктивные штрафы. Ритейлеры уверяют, что действуют в соответствии с законом, а аналитики выступают за повышение прозрачности платежей.
ФАС запросила у объединений поставщиков продуктов информацию о перечне и размере взимаемых торговыми сетями платежей. Такие запросы (копия есть у “Ъ”) направлены в том числе в «Русбренд», «Руспродсоюз», Национальную мясную ассоциацию, «Союзмолоко». В союзах получение запросов подтвердили. ФАС интересуется вознаграждениями сетям, платежами за логистические и маркетинговые услуги, услуги по подготовке товаров, данные о специфике платежей, возможных «скрытых выплатах» и платежах третьим лицам.
Информация нужна до 29 сентября по поставкам 24 наименований социально значимых продуктов (мясо, рыба, молоко, яйца, крупы, соль, чай, хлеб и др.), а также свеклы. ФАС намерена оценить влияние платежей на формирование цен на эти продукты, следует из запроса.
В ФАС комментарии не предоставили.
Ведомство действует в рамках поручения президента РФ Владимира Путина обеспечить мониторинг формирования цен на продукты в торговых сетях. В середине августа ФАС провела (см. “Ъ” от 13 августа) внеплановые проверки в Х5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), сетях «Лента» и «Магнит», после чего обсуждала с ритейлерами варианты корректировки наценок на отдельные товары. Обсуждалось, что служба будет получать информацию о закупочных и полочных ценах на ряд продуктов для анализа наценок (см. “Ъ” от 21 августа).
После вступления в силу последних поправок к закону «О торговле» в июле 2016 года совокупный размер взимаемых сетями с поставщиков выплат ограничен 5% от стоимости товара. Но, как отмечает исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков, в последнее время в практику некоторых сетей вернулись запрещенные листинг-платежи за введение товара в ассортимент через фиктивные штрафы, дополнительные скидки, не транслируемые покупателям, и иные «скрытые платежи».
Собеседник “Ъ” среди поставщиков подтверждает, что все услуги сети включаются в скидку, также при листинге может быть требование подписаться на несколько акций: «Отказаться нет возможности из-за угрозы потери полки».
В «Ленте» заявили, что вознаграждения не оказывают влияния на цены и направлены на стимулирование спроса. «Они применяются в случаях, где это допускается законом, а размер обсуждается с каждым поставщиком отдельно»,— подчеркнул представитель сети. В X5 Group, «Магните», Auchan и Metro на вопросы не ответили.
Источник “Ъ” среди поставщиков говорит, что ФАС стоило бы изучить способы обхода ограничений закона «О торговле», оценить долю штрафов в доходах сетей или сравнить объем штрафов с оборотом поставщиков. Как отмечали участники рынка, с 2016 года количество оснований для штрафов у сетей выросло в разы, размер санкций может достигать 100% от стоимости товаров, а шансов на их обжалование почти нет. Другой собеседник “Ъ” в отрасли отмечает, что ФАС подошла к делу «формально», иначе направляла бы запросы в конкретные компании с требованием предоставить данные. Но, возможно, служба соберет достаточно сведений хотя бы о резком росте объема штрафных санкций, рассчитывает он.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов говорит, что платежи сетям — часть стоимости товара, а попытки регулирования цен грозят возникновением дефицита. По его словам, оптимальным было бы повышение прозрачности платежей, чтобы поставщики понимали, какие именно услуги они покупают. А для снижения цены на полке полезно провести аудит всей товарно-проводящей цепочки для сокращения риска потерь, добавляет аналитик. В Минсельхозе считают важным обеспечение контроля факторов, влияющих на рентабельность производителей и ценообразование, в рамках саморегулирования, а также со стороны ФАС.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение