2022-ой год для всех участников экономической деятельности прошел под знаком глобальных перемен. Получив новый вызов от европейских партнеров, российский бизнес начал формировать новую карту экспорта. В поисках альтернативных каналов поставок российским компаниям призван помочь ключевой государственный оператор поддержки — Российский экспортный центр, для которого 2022-ой год стал годом адаптации сервисов и форматов к новым реалиям. Важно было помочь экспортерам сэкономить ресурсы, главными из которых являются время и деньги, то есть максимально упростить и ускорить процесс выхода на новые рынки. Во многом решению этой стратегической задачи способствовал ускоренный переход в «цифру». О программе цифровизации российской инфраструктуры поддержки экспортеров, о новых сервисах и ориентирах для эффективного экспорта мы говорим с персоной номера Ксенией Тагировой, старшим управляющим директором по развитию нефинансовых продуктов и зарубежной сети Российского экспортного центра.
-Большинство спикеров Между-народного экспортного форума «Сделано в России», прошедшего в конце октября в Москве, сошлись во мнении, что, несмотря ни на что, экспорт был, есть и будет. Какие возможности для российского бизнеса сегодня существуют на международном рынке?
-С учетом закрытия большинства западных рынков наши компании столкнулись с необходимостью перенастройки своих экспортных потоков. Спустя всего полгода долю поставок в дружественные страны удалось нарастить, и сегодня она составляет больше 60% от общего объема. Со стороны экспортеров возрос интерес к странам Азии, Африки, Латинской Америки. Дополнительные возможности им предоставляют рынки стран Евразийского союза.
-Конечно, процесс освоения новых рынков не одномоментный, невозможно быстро найти новых покупателей, наладить логистику, поставки, платежи и документарные операции. Зачастую выход на новые рынки требует дополнительной адаптации продукта, получения сертификатов, проведения тестов и испытаний. Если говорить о малом бизнесе, то для этого сегмента это очень сложный вызов. Мы помогаем в освоении новых рынков, организуем выставки и бизнес-миссии, подбираем потенциально заинтересованных покупателей, организуем переговоры с ними по запросам экспортеров. Там, где это необходимо, предоставляем финансовую поддержку и страхование коммерческих рисков по кредитным продуктам.
Конечно, я соглашусь с мнением большинства экспертов, выступавших на форуме «Сделано в России»: Россия продолжит экспортировать свои товары, те же удобрения, сельхозпродукцию — глобальный рынок просто не готов к уходу российской продукции.
— На каких товарных нишах и рынках вы видите существенный задел для наращивания объема экспортных поставок на ближайшие несколько лет, куда советуете обратить свой взор российским экспортерам?
— Мы видим постепенно формирующийся новый вектор российского экспорта. Он направлен в сторону Ближнего Востока и Азии, Африки, ЕАЭС, Латинской Америкой и многих других государств.
Компании, которые работали в основном с западными странами, постепенно открывают для себя новые возможности, приходят к пониманию, что рынки, с которыми они раньше не взаимодействовали, порой обладают большим потенциалом, чем тот же европейский, просто ранее они не смотрели в ту или иную сторону. А вот предприниматели, которые уже работали, например, с Азией, Ближним Востоком или Латинской Америкой, сейчас активно наращивают свой экспорт, потому что к тому сложились все предпосылки.
Что касается востребованности тех или иных товаров, то можно сказать, что российская агропродукция пользуется популярностью во многих странах. Спрос на наши продукты есть и на Ближнем Востоке, и в СНГ, и в Азии, и в Африке, и во многих других государствах, и он растет. И это не только зерно, но и готовые продукты питания, которые появляются на полках супермаркетов, — от кондитерской продукции и круп до подсолнечного масла и мяса. Наверное, все читали новости о том, что российское масло буквально сметают с полок, что наши сладости покорили китайцев и вьетнамцев. Так оно и есть, и это лишь подтверждает тезис, что на российские товары спрос уже существует, и экспорт можно наращивать, так как марка «Сделано в России» раскручена и популярна.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение