Россия в 2017/2018 сельскохозяйственном году (с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года) увеличила поставки зерна в направлении портов Прибалтики более чем в два раза, что в очередной раз вызвало дискуссии о необходимости строительства собственных зерновых терминалов на Балтике, пишет журнал "Агробизнес".
В настоящее время специализированные зерновые терминалы на российской Балтике имеются только в Калининграде. В местном порту работает комплекс "Содружество-Соя", который принимает импортное сырьё для заводов группы и отгружает на экспорт продукцию переработки. С российским зерном этот комплекс не работает.
Также в Калининграде работает "Портовый элеватор", предлагающий услуги перевалки зерна на экспорт, но его фактический грузооборот незначительный — около 55 тыс. тонн. Эксклавное положение города и удалённость от зернопроизводящих районов не позволяют рассчитывать на большие объёмы.
В малых количествах перегружает продукцию Большой порт Санкт-Петербург - как для экспортных, так и для импортных поставок.
В этой связи российские зернопроизводители используют порты соседних стран. В 2017/2018 сельхозгоду объёмы железнодорожных перевозок зерна из России в направлении портов Прибалтики выросли более чем в два раза — до 1,6 млн тонн, в том числе в направлении латвийского порта Лиепая — 700 тыс. тонн.
О планах возведения пункта приема сельхозпродукции в регионе Балтики заявила Группа компаний "Новотранс". В рамках проекта "Лугапорт" к 2022 году планируется создать в порту Усть-Луга мощности по перевалке 6 млн тонн зерна с силосным парком на 300 тыс. тонн. Причалы комплекса с глубиной 16–16,5 метра будут рассчитаны на приём судов с осадкой до 15,5 метра.
В порту Приморска также анонсировано строительство терминала с пропускной способностью в 2 млн тонн в год. Закончить возведение объекта планируется к 2022 году. Предполагаемая площадка строительства не имеет выхода на железную дорогу и находится в шести километрах от станции Ермилово, поэтому потребуется прокладка соединительного железнодорожного пути.
Перспективы строительства терминалов по перевалке зерна в Балтийском море неоднозначны. Большая часть российского сырья отгружается в регионы, тяготеющие к Чёрному и Средиземному морям. В условиях высокого спроса на перевалку зерновых в глубоководных портах некоторым экспортёрам трудно получить доступ к этому ресурсу, а тарифы на него высокие. Ограничением является пропускная способность автомобильных и железных дорог в южном регионе. В результате для некоторых поставщиков, удалённых от портов юга, может быть предпочтительнее отгрузка через комплексы северного субъекта.
При этом, скорее всего, рано или поздно дефицит объектов на юге России будет ликвидирован за счёт строительства новых терминалов. В этом случае спрос на перевалку зерновых в Балтийском море может снизиться, если Россия к этому времени не упрочит свои позиции на рынках Северной, Западной Европы и других неюжных направлениях. В таком случае специализированные терминалы на Балтике могут остаться недозагруженными, что несёт риск для инвесторов.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
27750.00 | - 50 | 28000.00 | + 0 |
ПФО |
26300.00 | + 400 | 27000.00 | + 600 |
СКФО |
28150.00 | + 150 | 28500.00 | + 0 |
ЮФО |
28300.00 | + 800 | 28500.00 | + 0 |
СФО |
28500.00 | + 500 | 28500.00 | + 0 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
70000.00 | + 4500 | 72000.00 | + 2900 |
ЮФО |
68500.00 | + 200 | 69500.00 | + 200 |
ПФО |
69500.00 | + 100 | 70200.00 | + 400 |
СФО |
70200.00 | + 0 | 70400.00 | + 0 |
Обсуждение