ЛЕНТА / АНАЛИТИКА
17:22, 06.04.2020 — Мировые рынки
автор: latifundist

До краев: почему терминалы в Украине заполнены маслом и что будет с экспортом



 
Погрузка подсолнечного масла на судно в МСП «Ника-Тера» (Николаевская обл.)
Источник фото: МСП «Ника-Тера»

Терминалы растительных масел в портах почти на 100% заполнены продукцией. Это может привести к задержкам отгрузок масла с предприятий. 

Такое резонансное заявление недавно сделал директор департамента товарных потоков «ОптимусАгро Трейд» Роман Сузак во время онлайн брифинга Elevatorist.com «Зерновая логистика на карантине».

«Намечается задержка отгрузок подсолнечного масла. Насколько я знаю, в портах на сегодня более 600 тыс. т продукции», — указал Роман Сузак.

Он отметил, что по мнению специалистов это вызвано ситуацией с коронавирусом COVID-19 в мире: задержки поставок масла в Китай и страны Азии. Также дополнительно на накопление остатков повлияли карантинные ограничения судов, которые заходили в последнее время в Китай, Италию и ряд других стран, в которых выявлен коронавирус COVID-19.

Директор наливного терминала «Рисоил-Юг» компании RISOIL S.A. Алена Мельникова в комментарии Latifundist.com подтвердила, что у трейдеров, действительно, возникают проблемы с отгрузками судовых партий. Как правило, это касается постановки судов.

«У нас пока не возникало задержек по приему судов. На сегодняшний день главное ежедневно корректировать планы по приемке. Работать в паре с поставщиками. Мы сейчас стараемся согласовывать ежедневный минимум, который готовы принимать с каждым поставщиком. Усиленно работаем на прием (увеличили заявленную приемку в сутки автоцистерн в 2,5 раза за счет оптимизации процессов)», — отметила она.

 

Алена Мельникова, директор наливного терминала «Рисоил-Юг» компании RISOIL S.A.
Алена Мельникова, директор наливного терминала «Рисоил-Юг» компании RISOIL S.A.

 

Директор терминала добавила, что существуют согласованные планы отгрузок судов и флекситанков. По ее словам, пока приемку не останавливали, но «далее покажет время».

Заместитель генерального директора по логистике группы терминалов RISOIL S.A.  Александр Топырик также согласен с коллегой в разрезе увеличения объема единовременного хранения масла у квотодержателей терминала. 

«Но я бы не называл ситуацию критической, и тем более не оперировал цифрами «почти на 100%». У нас на должном уровне как транспортная так и складская логистика, мы контролируем и, в случае, необходимости перераспределяем грузопотоки между двумя терминалами в Черноморске и в Пивденном порту. Кроме вышеперечисленного, мониторинг рынка как с нашей стороны стороны так и стороны клиентов осуществляется постоянно, и любые малейшие изменения мы реагируем — лучше вовремя чем во время). Может кому-то и выгодно пользуясь ситуацией заполнить ёмкости грузом клиента на 100 %, подсчитывать прибыль за доп хранение, но это точно не про Рисоил. От слова «совсем», — добавил он. 

 

Александр Топырик, заместитель генерального директора по логистике группы терминалов RISOIL S.A.
Александр Топырик, заместитель генерального директора по логистике группы терминалов RISOIL S.A.

 

По словам Александра Топырика, в целом ситуация, когда клиенты придерживают груз, повторяется каждый год. 

Сейчас, например, Аргентина выходит на рынок с новым урожаем и все придерживают груз в ожидании корректировки стоимости масла.

«А в этом году ещё и фрахт повлиял. В связи с ситуацией у некоторых возникли нюансы, сложнее зафрахтоваться», —  заметил он. 

По информации коммерческого директора компании «Пологовский макстроэкстракционный завод» Александра Лозыченко, на данный момент в терминалах находится 570 тыс. т масла.

«Это достаточно высокая цифра. При нормальной ситуации в среднем в портах хранится 400 тыс. т масла», — отметил он.

 

Александр Лозыченко, коммерческий директор компании «Пологовский макстроэкстракционный завод»
Александр Лозыченко, коммерческий директор компании «Пологовский макстроэкстракционный завод»

 

По его словам, покупатели стараются оттянуть как можно дальше момент вывоза масла в надежде, что рынок вырастет.

«Конечные покупатели надеются на дальнейшее удешевление фрахтов, соответственно физические отгрузки оттягиваются. На фоне этого падают объемы переработки в Украине. Мелкие маслобойни и маслоэкстракционные заводы, у которых нету контрактов по высоким ценам, уже стоят, а все крупные переработчики испытывают большие проблемы с закупками подсолнечника и находятся на грани остановки из-за отсутствия сырья», — рассказывает Александр Лозыченко.

Он также добавил, что если в течение декабря масло подорожало почти на 20%, то уже в начале января, с появлением новостей о коронавирусе, цена резко упала до прежних уровней на начало декабря.

«Если посмотреть на то, как менялся график цены на масло, то начало резкого падения зафиксировано именно в начале января. Все надеялись, что это временное явление, вызванное небольшим снижением спроса на внешних рынках. Но по факту это был четкий сигнал о падении рынков… Рост цены на масло в декабре был понятен: исходя из балансов, все оценивали, что предложение масла не будет удовлетворять растущий спрос и цены будут расти вплоть нового урожая. Но уже в начале января эта гонка прекратилась, и цена отскочила. С февраля и по сегодняшний день цена на соевое и подсолнечное масло упала больше, чем на 15%. В январе масло торговалось по $820, а сейчас примерно по $660 (имеются в виду цены FOB Черноморск на СПОТе). Цена с первого января упала примерно на $160», — рассказал Александр Лозыченко.

Директор по внешним связям компании «Олсидз» Сергей Стоянов отметил, что на разных терминалах разная ситуация.

«Да, действительно, в последние дни стоки растительных масел в портах Украины составляли порядка 550 тыс. тонн. При этом на разных терминалах разная динамика, терминал терминалу рознь. Еще три дня назад терминал Allseeds в Пивденном был «залит» маслом. Но за последние 2-3 дня мы отгрузили два судна объемом почти 60 тыс. т. Так что сейчас принимаем по 3-4 тыс. т масла в сутки. Понимаете, если терминал ликвидный, быстро принимает, быстро, как мы, отгружает (1300 тонн/час), лояльный к своим клиентам — с таким терминалом с охотой работают, такой терминал имеет долгосрочные контракты на перевалку, у него высокая оборачиваемость и эффективность», — рассказал Сергей Стоянов.

 

Сергей Стоянов, директор по внешним связям компании «Олсидз»
Сергей Стоянов, директор по внешним связям компании «Олсидз»

 

По последним данным Grain Trade, цены на украинское подсолнечное масло опускаются из-за отсутствия спроса, а значительные его запасы в портах не позволяют увеличивать закупку подсолнечника, который вырос в цене. Также снизилось в цене и аргентинское соевое масло. Это усилило конкуренцию на рынке Индии, где предложение подсолнечного масла из Украины составляет 725-735 $/т CIF, а соевого из Аргентины — по 655 $/т CIF. 

А вот по информации Platts, за последние месяцы динамика цен на подсолнечное масло выглядела так:

 

 

 

По информации ФАО, индекс цен на растительные масла за март снизился на 12%. Причиной этому стало падение цен на пальмовое масло, связанное с резким сокращением цен на сырые минеральные масла и ростом неопределенности последствий пандемии для рынков растительных масел в мире. Этой же тенденции последовали и цены на соевое и рапсовое масла.

Как надолго это протянется и будут ли стоять терминалы под завязку в масле — опять же зависит от цен. И хотя Украина во многом является маркет-мейкером на рынке того же подсолнечного масла, далеко не все зависит от нас. 

Константин Ткаченко, Наталия Родак, Latifundist.com

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-12
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
28450.00 + 300 28500.00 + 0
ПФО
27650.00 + 400 28000.00 + 0
СКФО
28200.00 - 400 29000.00 + 0
ЮФО
28350.00 + 200 29000.00 + 0
СФО
28500.00 + 0 28500.00 + 0
на 2024-04-12
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
70150.00 + 50 71870.00 + 0
ЮФО
69600.00 + 1000 70500.00 + 1000
ПФО
69550.00 + 50 70050.00 + 0
СФО
70200.00 + 0 70500.00 + 0

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы