Два действующих железнодорожных перехода из Приморья в Китай на фоне пандемии продемонстрировали противоположную динамику — погранпереход Камышовая — Хуньчунь резко нарастил грузооборот за счет угля, основной погранпереход Гродеково — Суйфэньхэ ушел "в минус".
В 2020 году на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД, филиал ОАО "РЖД") через погранпереход Гродеково — Суйфэньхэ в 2020 году перевезено 9 млн 362,4 тыс. тонн грузов (падение по сравнению с 2019 годом на 11,1%). Отмечен рост контейнерных перевозок на этом погранпереходе — из Китая в Россию перевезено более 21,6 тыс. контейнеров ДФЭ (328 в 2019 году).
Через погранпереход Камышовая — Хуньчунь перевезено 2 млн 662,1 тыс. тонн груза, что на 27,1% больше, чем в 2019 году.
Общий объем грузоперевозок по всем железнодорожным пограничным переходам Дальневосточной магистрали в 2020 году составил более 12 млн тонн (-4,8% к 2019 году).
На сегодняшний день в РФ действуют несколько железнодорожных переходов в Китай. Самый крупный — Забайкальск-Маньчжурия, на который приходится около 60-70% всех перевозок, в Приморье — Гродеково — Суйфэньхэ и Камышовая — Хуньчунь.
На подходе серьезный конкурент
Cерьёзно изменить расстановку сил может запуск перехода Тунцзян-Нижнеленинское, где сооружается первый железнодорожный мост между Россией и Китаем. Предполагается, что через него будет перевозиться грузов больше, чем через все железнодорожные пункты пропуска в Приморской крае.
Железнодорожный мост строится в Еврейской автономной области уже несколько лет. Китайская сторона свою часть уже построила, в марте 2019 года стороны завершили соединение пролетов. Стоимость строительства российской части составляет 9 млрд рублей.
Общая протяженность моста составит 2,21 км, из них российская часть — 309 метров. На всем участке пути от российской до китайской железнодорожной станции запланирована совмещенная колея (1520/1435 мм).
Планируется, что на первом этапе грузооборот через мост составит 5,2 млн тонн в год, далее, после реконструкции железнодорожного участка Биробиджан-Ленинск, он возрастет до 20 млн тонн в год.
Изначально предполагалось, что мост будет введен в середине 2019 года, затем сроки неоднократно сдвигались. В сентябре 2020 года вице-премьер — полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев заявил, что строительство железнодорожного моста будет завершено в 2021 году. Китай из-за COVID-19 изменил требования к упаковке зерновых культур, ввозимых в страну, что может привести к проблемам с отгрузками.
Суйфэньхэ принимает с задержками
Отметим, что с конца 2020 года наблюдаются значительные задержки с прохождением процедуры контроля китайской стороной ряда российских грузов, в том числе с зерновой продукцией.
В рамках борьбы с распространением COVID-19 Китай ужесточил требования к упаковке пищевой продукции. В частности, в город Суйфэньхэ упакованная в мешки продукция и товары, которые необходимо разгружать вручную, должны поставляться в закрытых контейнерах или на поддонах.
При этом официального уведомления об изменении требований к упаковке от уполномоченных органов Китая в Россельхознадзор РФ не поступало.
По данным Россельхознадзора, право на экспорт пшеницы в Китай в настоящее время имеют семь регионов РФ — Алтайский и Красноярский края, Новосибирская, Омская, Курганская, Амурская и Челябинская области. Поставки ячменя разрешены из Челябинской, Омской, Новосибирской, Амурской, Курганской областей, Алтайского и Красноярского краев, рапса — из регионов Сибирского и Дальневосточного округов, кукурузы и риса — из Забайкальского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской автономной области. Поставки сои, овса и овсяных хлопьев, гречихи и гречневой крупы, подсолнечника, семян льна, свекловичного жома, соевого, подсолнечного и рапсового шрота не ограничены.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение