На основании сложных, объективных, основополагающих аргументов можно сделать вывод о невозможности административного принятия либо назначения предельных внутренних цен на масло в национальной валюте Республики Казахстан без нанесения прямого экономического ущерба бизнесу. Об этом ходе своего выступления на онлайн-конференции «Kazakh Oilseed Summit: Online Edition» сказал Константин Невзоров, президент ассоциации «Масложировой союз Казахстана».
«Большинство растительных масел, в т.ч. подсолнечное, являются биржевыми продуктами. Котировки на всех крупнейших международных биржах осуществляются ежедневно. Экспортно-импортные операции всегда осуществлялись в долларах/евро. Казахстан не является изолированной от международного рынка страной, также как не является нетто-экспортером масла и семян масличных», - пояснил он.
По словам эксперта, государство всегда преследует основные цели – недопущение дефицита сырья масличных культур на внутри страны, стабилизация самого внутреннего рынка и цен на продукцию, а также повышение экспорта готовой, переработанной продукции. Однако, все участники рынка – сельхозпроизводитель, переработчик, ритейлер регулируются именно рынком. От подорожания сырья будет расти цена на готовый продукт. Бизнес не будет работать в убыток.
«У государства нет возможности повлиять отдельно на биржу, на ежедневно формируемые котировки. Соответственно, у него есть два пути. Первый – контроль всей торговой цепочки, начиная от поля до торговой полки, т.е. искусственное введение пошлин, предельно допустимых торговых цен на социально значимые продукты питания и другие рычаги, эффективность которых требует очень четкого подхода, оценки и постоянного контроля. Второй – влияние государства на взаимоотношения с социально уязвимым населением и контроль спекулятивных действий. Это те меры, которые государство и должно выполнять. И именно этот путь будет более быстрым и оптимальным для недопущения произвольного и высокого роста цен в Казахстане», - считает К.Невзоров.
Он отметил, что Масложировой союз Казахстана предлагает в сложные с обеспечением масла периоды или в периоды глобальных кризисов на ежемесячной основе ответственным государственным органам предоставлять информацию от крупных производителей, формирующих внутренний рынок, о себестоимости реализации продукции на ближайший месяц. Далее на основании данной информации устанавливать максимальную наценку в торговых сетях, таким образом осуществлять контроль мониторинга цен розничной реализации.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
27750.00 | - 50 | 28000.00 | + 0 |
ПФО |
26300.00 | + 400 | 27000.00 | + 600 |
СКФО |
28150.00 | + 150 | 28500.00 | + 0 |
ЮФО |
28300.00 | + 800 | 28500.00 | + 0 |
СФО |
28500.00 | + 500 | 28500.00 | + 0 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
70000.00 | + 4500 | 72000.00 | + 2900 |
ЮФО |
68500.00 | + 200 | 69500.00 | + 200 |
ПФО |
69500.00 | + 100 | 70200.00 | + 400 |
СФО |
70200.00 | + 0 | 70400.00 | + 0 |
Обсуждение