Нерационально вводить ограничение на экспорт готовой масложировой продукции из Казахстана и при этом оставлять открытым экспорт маслосемян. Такое мнение высказали в ОЮЛ «Национальная ассоциация переработчиков масличных культур» (НАПМК).
«Страны Центральной Азии не имеют возможности выращивать масличные (за исключением хлопка) ввиду климатических и почвенных условий. Согласно нашей оценке, годовой импорт семян подсолнечника, сои и рапса в страны ЦА и Западный Китай может составить около 600 тыс. тонн. В связи с введением Россией экспортных пошлин на масличное сырье и с учетом возможного риска того, что РФ негласно закроет вывоз масличных культур в Казахстан в целях недопущения перетока сырья в третьи страны, основным источником маслосемян для стран ЦА и Западного Китая остается Казахстан. И, как следствие, в новом 2021/22 МГ данная ситуация будет способствовать росту спроса на маслосемена в ближайших странах, в частности Китае, значительному снижению производства готовой продукции на внутреннем рынке Казахстана и увеличению ее импорта, что категорически противоречит нашим планам по дорожной карте Казахстана», - пояснили в организации.
Отмечается, что страны ЦА переориентировались с импорта готовой продукции на сырье. Причиной этого послужили меры, принятые соседними государствами, в частности, освобождение от уплаты налога на имущество, а также налога на прибыль юридических лиц сроком до 1 января 2022 г.; программа поэтапного сокращения импорта готового растительного масла с одновременным увеличением завоза масличного сырья; освобождение от НДС при импорте семян подсолнечника, сои, льна и оборота по производству и (или) реализации растительного масла и прочие меры.
«Введение ограничения на экспорт только готовой продукции (шрот/жмых) создает неравные условия между переработчиками и трейдерами. В связи с этим, НАПМК предложило МСХ РК ввести квотирование объемов на ежемесячной основе не только на шрот/жмых, но и на маслосемена. Также необходимо ежемесячно проводить мониторинг рынка, чтобы в случае изменения ситуации в масложировой отрасли, иметь возможность внести корректировки по количественному ограничению или открытию рынка», - подытожили в НАПМК.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение