Представители агропромышленных отраслевых союзов предложили ввести запрет на ввоз в Республику Казахстан зерновых культур, муки и семян подсолнечника из России автомобильным транспортом. Участники рынка аргументировали данное предложение массовым ввозом «серого» сельхозсырья, которое якобы в основном осуществляется именно автомобильным транспортом.
Однако, по мнению председателя Национальной ассоциации переработчиков масличных культур (НАПМК / NOPA) Ядыкара Ибрагимова, автоперевозки являются оптимальным вариантом и неотъемлемой частью процесса импорта в РК семян подсолнечника из приграничных регионов России.
«По моему мнению, проблема и предлагаемое решение не соответствуют друг другу. Если есть нарушения, связанные с таможенной регистрацией, при чем здесь вид транспорта? Возможно, проблема кроется в недостаточной эффективности работы таможенного контроля, которая нуждается в доработках и проверках. Прежде чем предлагать данные меры, необходимо понять, к чему это может привести», - подчеркнул он.
Председатель NOPA предложил рассмотреть ситуацию на рынке подсолнечника, порядка 80% семян которого перерабатываются в восточном Казахстане, граничащим с Российской Федерацией (радиус поставок составляет 100–500 км).
«За 9 месяцев текущего сезона импорт семян подсолнечника из России составил 172 тыс. тонн, что в 4,2 раза больше по сравнению с аналогичным показателем прошлого сезона. Половина данного объема завезена автотранспортом. С точки зрения логистики, в граничащих регионах нашей республики с округами России дешевле и удобнее завозить сырье именно автомобильным транспортом, так как, во-первых, это быстрее как минимум в три раза, а во-вторых, дешевле по сравнению с железнодорожными перевозками (для понимания, разница составляет 1000-1500 руб/тонну).
Более того, ежегодно в период массовой уборки урожая создается дефицит вагонов, а также локомотивов. Кроме этого, имеются дополнительные минусы транспортировки железнодорожным транспортом на короткие расстояния, такие как условия погрузки.
К примеру, в случае погрузки товара в крытые вагоны, необходимо расфасовать сырье в тару (мешки), ведь нефасованное сырьё можно транспортировать исключительно в вагонах-зерновозах, которые в разгар сезона всегда заняты, не говоря уже о дополнительных расходах, связанных с простоем вагонов. Все эти минусы, вместе взятые в итоге, сказываются на удорожании себестоимости сырья, которое, в свою очередь, отразится на цене готовой продукции», - пояснил Я. Ибрагимов.
Он также напомнил, что в Казахстане введены количественные ограничения на вывоз семян подсолнечника в объеме 15 тыс. тонн на период с июля по сентябрь текущего года.
«В связи с этим исключаются опасения, связанные с «серым» импортом сырья из РФ для дальнейшего реэкспорта в другие страны. На сегодняшний день практически весь объем семян подсолнечника, ввозимый в Казахстан, используется для дальнейшей переработки, полученная продукция покрывает потребности внутреннего рынка, излишки экспортируются, принося в госбюджет валюту, полученную от уплаты налогов.
Принимая предложенные меры, мы рискуем оставить часть населения, трудящуюся в сфере автоперевозок без заработка, недополучить сырье для дальнейшей переработки (потеря в объеме может составить более 70 тыс. тонн, цены на сырье повысятся не менее чем на 15%), следствием чего может стать недозагруженность перерабатывающих предприятий, которая в итоге повлияет на рост цен готовой продукции. Последствием станет очередное повышение уровня инфляции, что негативно отразится на благосостоянии народа», - добавил эксперт.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29800.00 | + 650 | 30000.00 | + 840 |
ПФО |
28940.00 | + 990 | 29000.00 | + 950 |
СКФО |
29450.00 | + 750 | 30000.00 | + 1050 |
ЮФО |
29250.00 | + 1100 | 29700.00 | + 750 |
СФО |
29300.00 | + 900 | 29500.00 | + 1200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
72000.00 | + 1000 | 73300.00 | + 50 |
ЮФО |
69800.00 | + 0 | 74000.00 | + 0 |
ПФО |
71500.00 | + 500 | 73100.00 | + 100 |
СФО |
72500.00 | + 500 | 74900.00 | - 100 |
Обсуждение