12:45, 17.05.2019 — Новости, Обзоры, комментарии, цены, Внутренний рынок
автор: Коммерсант

Индекс потребительского доверия в России достиг исторического минимума


По итогам первого квартала 2019 года индекс потребительского доверия россиян опустился с 65 до 62 пунктов, говорится в исследовании The Conference Board и Nielsen, с которым ознакомился “Ъ”. Показатель побил антирекорд и достиг исторического минимума. Как следует из данных аналитиков, в течение 2014–2017 годов он опускался с 83 до 69 пунктов. В первом квартале прошлого года индекс снизился до 68 пунктов, во втором — вырос на 2 пункта, в третьем — снова сократился до 67 пунктов. Предыдущий минимум в 63 пункта был в первом и четвертом кварталах 2016 года. Как отмечается в исследовании, в январе—марте 2019 года ухудшились два из трех показателей, на основе которых складывается индекс. Доля россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив на ближайшие полгода, сократилась на 5 процентных пунктов (п. п.), до 25% относительно четвертого квартала 2018 года. Доля потребителей, готовых тратить деньги, за тот же период снизилась с 21% до 14%. При этом на 2 п. п., до 20% выросло число опрошенных, с оптимизмом оценивающих перспективы на рынке труда в ближайшие полгода.

«В текущей экономической ситуации потребители все меньше ожидают благоприятных финансовых перспектив, считая, что сейчас не лучшее время тратить деньги. Вследствие чего они сокращают повседневные расходы и продолжают экономить»,— констатирует директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия Марина Волкова. По словам начальника отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарека Авакяна, из-за роста налоговой нагрузки у бизнеса остается все меньше возможности увеличивать расходы, в том числе зарплаты сотрудникам, которые формируют львиную долю доходов населения. По данным Росстата, в первом квартале 2019 года реальные доходы упали на 2,3% год к году. При депрессивном состоянии этой сферы и настроение, и доверие, и ожидания потребителей также будут очень слабыми, отмечает господин Авакян.

По оценкам The Conference Board и Nielsen, доля потребителей, у которых есть свободные деньги, в первом квартале 2019 года сократилась с 77% до 72%.

Число россиян, стремящихся экономить, за то же время увеличилась с 62% до 69%. В частности, на 2 п. п., до 57% выросла доля респондентов, переключающихся на более доступные продукты. В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магните» подтверждают, что покупатели продолжают оставаться чувствительными к ценам. Тенденция более рационального подхода к покупкам сохраняется: спросом пользуются товары собственных торговых марок сетей, а также продукты на вес, добавляют в Auchan. Коммерческий директор московского торгового центра «Мозаика» Ольга Стариченко согласна, что объем «свободных денег» у покупателей уменьшился. Выручка на квадратный метр отдельных сегментов и операторов снижается, это касается ювелирных украшений, подарков, книг и пр., что явно говорит о сокращении спонтанных покупок, указывает она.

В целом доля российских потребителей, которые считают, что страна находится в состоянии рецессии, в первом квартале 2019 года выросла на 3 п. п., до 79%, говорится в исследовании The Conference Board и Nielsen. Одновременно с 4% до 6% увеличилось число респондентов, уверенных в улучшении экономического положения в течение года. По мнению Марины Волковой, рост доли россиян, уверенных в выходе экономики из кризиса, может говорить о позитивной динамике индекса потребительской уверенности в будущем. Но руководитель группы потребительского сектора Deloitte Оксана Жупина считает, что показатель выйдет на положительную динамику в этом году только на фоне благоприятных ожиданий, связанных с внешней политикой и ростом реальных доходов населения. В 2019 году доверие потребителей будет довольно слабым, так как негативный эффект от повышения НДС еще не закончился, согласен Нарек Авакян. Серьезного улучшения ситуации аналитик ждет не ранее 2022 года.

Поделиться:

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.

Подпишись в соц.сетях!
на 2019-09-13
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
19400.00 - 400 19750.00 - 500
ПФО
18900.00 - 400 19200.00 - 350
СКФО
21000.00 - 1400
ЮФО
19700.00 - 300 20100.00 - 300
СФО
18300.00 - 700 19550.00 - 150
на 2019-09-13
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
46100.00 + 0 46750.00 - 150
ПФО
46500.00 - 450 47300.00 + 0
ЮФО
46600.00 - 200 47050.00 - 250
СФО
44600.00 - 650 45400.00 - 350

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок


Выберите регион
все страны и регионы