Компания Unagrande Company переносит дату запуска цеха по производству сливочных сыров на более поздний срок из-за проблем с ввозом оборудования. Об этом и других трудностях, связанными с санкциями, а также о планах по изменению продуктового портфеля рассказала директор по маркетингу Оксана Фролова в ходе онлайн-мероприятия “Антикризис 2022: как сохранить бизнес, не улетая в Эмираты”.
Когда наступила кризисная ситуация, очень многие стали говорить о том, что мы российская компания, и, соответственно, нас это не должно затронуть. Наоборот, как в 2014 году, все должно пойти вам в плюс. Но я думаю, что все понимают, что сегодня ни одно российское производство не обходится без европейских комплектующих и сырьевых компонентов. Несмотря на то, что компания расположена в России, доля иностранных составляющих очень велика. В первую очередь, это оборудование, которое мы обслуживаем в Италии и Германии. В связи с санкциями стоимость обслуживания оборудования сразу же выросла в разы.
В этом году мы планировали запустить новый цех, который позволил бы расширить производство сливочных сыров. После того, как границы оказались закрыты, мы уже долгое время не можем ввести оборудование. Возникают вопросы с оплатой, с ввозом. Соответственно, мы понимаем, что дату ввода в эксплуатацию придется отодвинуть.
Одна из проблем, которая затронула многих, это проблема с бумагой - беленым картоном. Даже обычная офисная бумага выросла в цене. Мы используем такой картон для упаковки масла. Одновременно с этим многие поставщики решили воспользоваться ситуацией и перевести нас на оплату в евро. Фактически вся упаковка, которая даже производится в России, например полипропиленовые стаканы, производится из составляющих из Европы. Цена на упаковку выросла в разы, плюс выросли моющие средства и другие компоненты. Мы столкнулись с тем, что буквально за месяц нам пришлось пересмотреть нашу привычную работу.
Пришлось в сжатые сроки принимать решения. Первое, что мы сделали, это закупили большие объемы упаковки. Те площади, которые у нас рассчитаны на новый цех, где должно было стоять оборудование, они будут задействованы под то, чтобы разместить там упаковку. Наши производители готовы по предоплате забронировать под нас сырье, чтобы выработать этот запас. Мы разговаривали с компанией Tetra Pak, у них тоже есть сложности, в том числе с картоном. Сейчас можно даже иметь сырье, но все равно не иметь возможности произвести продукт, так как один какой-то компонент, допустим, заказывался в Америке. Очень важно забронировать, что есть, и сделать страховой запас.
Также есть проблема с пленочными материалами. То есть в России не производят упаковку, которая позволяет кислороду не поступать внутрь упаковки, что может влиять на сроки годности продукта. Тем качественнее упаковка, чем дольше продукт может выдержать срок годности. Для наших свежих сыров это очень важно. Для моцареллы срок годности 31 сутки. Для нас важно, чтобы эти сроки не уменьшились. Сейчас мы ищем поставщиков, естественно, что придется поменять все логистические цепочки.
Мы смотрим турецкий рынок, иранский рынок. Иран уже живет под санкциями 40 лет. За это время они адаптировались под условия, в которые загоняют Россию. Внутри страны появилось очень много своего, что раньше завозилось. Те же упаковочные материалы. Для нас очень важно качество и упаковки, и остальных составляющих. Понятно, что выбор не будет быстрым. Здесь важно заменить без потери качества. Первый шаг - это закупка материалов, второй - сразу, не теряя времени, поиск запасных вариантов на других территориях.
Резко сместилось потребление в сторону дешевых продуктов. В переговорах с одной сетью мы узнали, что у них за три дня раскупили чуть ли не месячную норму по плавленым сырам. Они имеют высокий срок годности. Нам нужно понимать, как действовать дальше. Мы рассматривали разработку достаточно дорогостоящих продуктов - халуми, панакоты. У нас компания, которая достаточно быстро адаптируется, осваивает новые рынки, смотрит, что есть в Европе. Мы экспериментируем и производим продукты, которые не являются самыми дешевыми в корзине. В связи с данной ситуацией нам придется пересмотреть нашу продуктовую линейку. Соответственно, с какими-то продуктами придется расстаться. Конечно, мы не будем делать плавленые сыры или сыры с растительными жирами, но должны предложить более бюджетную альтернативу потребителю. Мы пока заморозили планирование дорогостоящих продуктов и разрабатываем более бюджетные линейки. Мы видим, что и сети пытаются вывести более дорогие продукты и запрашивают бюджетную линейку.
Мы пересмотрели и нашу PR-стратегию. У нас были большие планы. Мы хотели продвигать линейку Una Grande, линейку премиальных сыров, хотели пойти на телевидение с линейкой Bonjorno. Теперь понятно, что придется посмотреть на все эти вещи с точки зрения экономики, посмотреть на потребителя. Мы будем покупать исследования, смотреть. Придется в этом плане менять свой продуктовый портфель. Мы надеемся, что через какое-то время все придет в норму, и после этого мы сможем планировать более долгосрочно. Сейчас планирование идет фактически на 1-2 месяца.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение