CBOT. Фьючерсы на сою выросли
08:15 — Мировые рынки
13:00, 28.10.2022 — От первого лица, Новости, Молпром
автор: MilkNews

Роман Чубак, Союзмолоко. Ключевые вызовы молочного экспорта - рост стоимости логистики и укрепление рубля


Вчера состоялось очередное заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию электронной коммерции, на котором выступил менеджер по связям с органами государственной власти Национального союза производителей молока Роман Чубак. Он рассказал о ключевых вызовах, с которыми сталкивается молочная отрасль в сфере экспортных поставок продукции за границу.

Ключевой вызов при экспорте российской продукции АПК и, в частности, молочной продукции – значительно возросшая стоимость логистики. Ставки на рефконтейнеры, необходимые для отправки молочной продукции в зимний и летний периоды, а также для продукции, для которой важно соблюдение холодовой цепи, выросли более чем в два раза – например, при отправке продукции в Китай через порты Новороссийска или Владивостока ставка составляет порядка $13000 за 40-футовый контейнер. К ставке морские линии также стали обычно добавлять страховые сборы – около 1000$ на контейнер.

Уход крупных игроков в сфере морских грузоперевозок (морских линий) привел к увеличению сроков транспортировки. В среднем грузы сейчас идут на 1-2 месяца дольше. Также периодически происходят задержки в движении грузов – это может приводить к срыву сроков поставки, указанных в контракте. При отправке грузов через порт Новороссийска приходится совершать перевалку в Турции, что также увеличивает транзитное время груза.

География грузоперевозок существенно изменилась – для отправки грузов на восточном направлении в основном используются порты Владивостока и Новороссийска. Через порт Санкт-Петербурга отправлять грузы стало нецелесообразно, поскольку необходима перевалка через порт Роттердама, что сопряжено с рисками в связи с санкциями ЕС. Из-за переориентации экспортеров на порт Владивостока порт оказался перегружен, из-за чего происходят задержки при отправке грузов, в то время как другие основные порты простаивают. В целом, переориентация на порты восточной части России под силу далеко не всем экспортерам, так как сопряжена с крупными финансовыми издержками на транспортировку грузов по территории России.

Наблюдаются проблемы с ж/д перевозками на восточном направлении: из-за перегруженности погранпереходов с Китаем и в целом увеличенным грузопотоком на этом направлении поезда зачастую простаивают, в том числе в течение длительного срока. Проблема особенно актуальна в зимнее и летнее время, т.к. в основном грузы возят в сухих контейнерах, в которых невозможно поддержание приемлемого температурного режима. Вследствие этого экспортеры не рискуют отправлять свою продукцию ж/д транспортом в предзимний и зимний периоды, т.к. при простоях продукция может замерзнуть.

Альтернативой могут стать автомобильные грузоперевозки, которые сейчас пользуются большим спросом на среднеазиатском направлении, т.к. риски и стоимость значительно меньше, чем при отправке ж/д и морским транспортом. Однако, в Китай отправить груз автотранспортом невозможно, т.к. погранпереходы закрыты для ряда пищевых продуктов из-за ковидных ограничений, введенных Китаем. Необходимо взаимодействие с Китаем для скорейшего открытия переходов – это позволило бы снять часть нагрузки с портов и ж/д путей.

Второй ключевой вызов – укрепление российской национальной валюты, что приводит к увеличению стоимости российской продукции на внешних рынках и снижению ее конкурентоспособности. Вкупе с увеличением стоимости логистики это приводит к отказу российских экспортеров от экспорта на определенные рынки (Китай, Ближний Восток).

Вследствие санкционного давления периодически происходят проблемы с оплатой грузов – включая задержки в проведении платежей, возможны отказы банков в проведении платежей. Проблема особенно актуальна для экспортеров, работающих по предоплате – в этом случае груз невозможно отгрузить до момента поступления средств. Проблема системная, для ее решения необходимо выработать механизм взаимодействия с зарубежными банковскими организациями.

Также в связи с санкционным давлением возникают сложности при взаимодействии с зарубежными контрагентами, что стало особенно актуальным после принятия 8 пакета санкций ЕС, вводящего ответственность за обход санкций. В результате контрагенты пытаются застраховать себя от возможных рисков, что также влияет на итоговую цену экспортируемой продукции, либо приводит к отказам от работы с российскими экспортерами.

Существенной проблемой при взаимодействии с зарубежными контрагентами также стали сложности при отправке образцов продукции. Транспортные компании и сервисы экспресс-доставки грузов отказываются принимать грузы к отправке за пределы РФ. Также образцы скоропортящейся продукции, в соответствии с действующим законодательством, нельзя отправлять почтой. Отправка образцов авиатранспортом также сопряжена с рисками в связи со сложностью поддержания температурного режима.

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
CBOT. Фьючерсы на сою выросли
08:15 — Мировые рынки
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-03-22
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
27750.00 - 50 28000.00 + 0
ПФО
26300.00 + 400 27000.00 + 600
СКФО
28150.00 + 150 28500.00 + 0
ЮФО
28300.00 + 800 28500.00 + 0
СФО
28500.00 + 500 28500.00 + 0
на 2024-03-22
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
70000.00 + 4500 72000.00 + 2900
ЮФО
68500.00 + 200 69500.00 + 200
ПФО
69500.00 + 100 70200.00 + 400
СФО
70200.00 + 0 70400.00 + 0

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы