В регионе есть ряд предприятий, которые смогли выйти на зарубежные рынки с молочной и мясной продукцией, в том числе сертифицированной по халяльному стандарту. Но основными экспортерами остаются растениеводы. Так, 53 процента регионального экспорта (в 2021-м - 38) дает растительное масло. Воронежская область - один из крупнейших его поставщиков. На долю региона приходится 15 процентов всего объема производства в РФ. В целом же более половины отечественного подсолнечного масла идет за рубеж.
В этом году на международный рынок масличных повлияли как погодные, так и геополитические условия.
- Цены здесь в принципе очень волатильны, поскольку и масло, и семечка - товары биржевые. И никто из производителей не может закупить сырье на год вперед. С доступностью сырья сложился интересный сюжет. Летом были высокие ожидания по урожаю подсолнечника. В России он оценивался в 18 миллионов тонн (в 2021-м собрали 15 с небольшим, и это был хороший показатель), и ценовой прогноз шел вниз. Теперь идет переоценка урожая в сторону уменьшения. Однако ближайший ценовой конкурент - Украина - расширил экспорт семечки, поскольку не может в прежних объемах делать наливное масло. Когда на рынке много доступного сырья, масло дешевеет. В этом смысле ограничение экспорта подсолнечника, не так давно введенное в России, было на руку переработчикам и производителям, поскольку цены на масло выросли, - подчеркнул директор по маркетингу ГК "Благо" (владеет Верхнехавским и Эртильским маслозаводами под Воронежем) Кирилл Мельников.
Качество подсолнечного масла у всех стандартное, особого разнообразия видов нет. Переговоры с заказчиками строятся вокруг цены и доступности товара. Преимущество получают те, кто имеет доступ к удобным маршрутам и может перераспределять производство между площадками в разных регионах страны. Продавать фасованное масло теоретически выгоднее, но этот процесс требует более глубокой подготовки, отметил Мельников:
- В случае с внешними рынками нам не очень хорошо известен конечный потребитель. Начинающие экспортеры часто имеют широченную линейку торговых марок, адаптированных к российскому рынку, и хотят продавать за рубежом именно их. Но перед потенциальным заказчиком надо показывать гибкость, умение упаковать свой товар каким угодно способом под потребности потребителя. В этом смысле удобно тренироваться на СТМ, выпуская продукцию для иностранных ретейлеров. Дистрибьюторы знают свою аудиторию и объяснят, какой формат упаковки предпочитают в данной местности, что должно быть на этикетке, какие нужны цветовая гамма и дизайн, какие языки. Где-то надо обязательно написать, что товар из России, а где-то - не стоит... Добившись успеха с СТМ, вы поймете, какой должна быть ваша частная марка для конкретного рынка.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение