Аналитика цен по регионам на 17.04.2024
09:15 — Внутренний рынок
08:56, 24.07.2018 — Молпром
автор: MilkNews

Сергей Жуков Даже с маркировкой избежать "Меркурия" не получится



ФГИС "Меркурий" онлайн уже 3 недели - за этот период, в связи с изменениями приказов МСХ и готовящимися изменениями в федеральный закон, к разработчикам модуля интеграции учетных систем с ФГИС «Меркурий», поступает много вопросов – что конкретно изменилось для молочной отрасли, чего ждать и как работать. Milknews пообщался с директором проектного департамента ГК "Визард" Сергеем Жуковым, который рассказал об основных вопросах, связанных с сертификацией готовой молочной продукции после 1 июля, а также об отличиях "Меркурия" от маркировки, которую разрабатывает ЦРПТ.
 

Начнём с самой обсуждаемой новости - в связи с выходом новых приказов №249, №250 и №251, пришедшим на смену соответственно №646, №647 и №648 приказам. Оставим в стороне изменения, которые, на наш взгляд, очень существенны (изменения прав так называемых аттестованных специалистов), но именно молочную отрасль затрагивают мало, а остановимся именно на тех, которые вольно трактуют, как «молочку вывели из-под Меркурия». Давайте разбираться, так ли всё просто и однозначно.


ФГИС "Меркурий"


Во-первых, изменения коснулись только, цитирую по тексту приказа: «выработанных из пастеризованного (ультрапастеризованного, стерилизованного, ультравысокотемпературно-обработанного) молока или пастеризованные (ультрапастеризованные, стерилизованные, ультравысокотемпературно-обработанные) молочных продуктов». Конечно, можно сказать, что у нас 90% (оценочно, специально не считал) готовой молочной продукции подпадает под этот список (фактически, как мне объясняли эксперты рынка, есть только ничтожно малая доля итальянских сыров, производимых по другой технологии)».

Во-вторых, это никак не затрагивает того, что попадает под определение «сырьё животного происхождения». А это не только сырое молоко, но и, например, сыворотка, несмотря на то, что она была пастеризована.

В-третьих, нужно цитировать всё же НПА дословно, это касается только продукции не в потребительской упаковке. А вот тут уже вообще всё непросто. Позволю себе процитировать Н.А. Власова с одного из профессиональных форумов по этому вопросу (цитата длинная, но заслуживает быть приведённой полностью):

«Термин "потребительская упаковка" у нас нормальным, разумным и исчерпывающим образом не определен. База заложена в ТР ТС "О безопасности упаковки (Решение КТС от 16 августа 2011 г. N 769). Определение гласит: "потребительская упаковка - упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю;" В этом определении присутствуют два специальных термина - "упаковка" и "первичная упаковка". 

Первый определен весьма убого и звучит так: "упаковка - изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции". 

Совершенно не понятно почему в нем не сказано, что первичная упаковка используется еще и для маркирования упакованной продукции. 

Совершенно не понятно почему не сказано, что это "потребительская упаковка - это упаковка, в которую продукция размещается ее производителем, предназначенная" (далее - по тексту). Соответственно, не понятно является ли потребительской упаковкой то, во что помещается продукция после ее фасовки в магазине или в предприятии, которое не является производителем продукции.

Второй не определен вообще, и это плохо, поскольку приходится использовать общепринятое значение, которое расплывчато. Говоря о первичной упаковке мы имеем в виду, что есть вторичная, куда помещаются первичные упаковки. Понятно, что вторичная упаковка может быть, а может и не быть. Если ее нет, то, соответственно, нет и первичной упаковки. 

Неопределенность этого определения еще более увеличивает союз "или" между словами "продажи" и "первичной".

Разбираем: (первичную пока оставим для простоты) 

"потребительская упаковка - изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции, предназначенное для продажи продукции, реализуемой конечному потребителю"

В отношении молочки типичные примеры потребительской упаковки это: 

пачка (масло, сырок, творог и т.д.) небольшого (!), в основном используемого потребителем, объема, 
пакет (молоко, кефир и т.д.) небольшого (!), в основном используемого потребителем, объема, 
бутылка или бутылочка (молоко, кефир и т.д.) небольшого (!), в основном используемого потребителем, объема, 
банка или баночка (сметана, йогурт, творог и т.д.) небольшого (!), в основном используемого потребителем, объема, 
контейнер (творог, топленое масло и т.д.) небольшого (!), в основном используемого потребителем, объема.

В отношении молочки типичные примеры упаковки, не являющейся потребительской:  Блоки, пакеты и свертки (масло в блоках, творог в свертках) большого объема, бутыли большого объема, "ведра" большого объема и любые молочные продукты наливом или навалом в чем бы они временно не размещались (бидоны, контейнеры и т.д.).  Понятно, что из-за размытости и нечеткости определения границы между "небольшим" и "большим" объемом не определены и условны. Если молоко помещено в литровые бутылки, то это определенно потребительская упаковка. А если бутылка на 2 литра или на 2,5 литра? Это уже в серой зоне. 

Кроме того, эти определения далеко не всегда пригодны. 

Например, есть сыры, которые изготавливаются в виде маленьких головок (от 50 или 100 грамм). В таком случае головка сыра в пленке с названием продукта это точно потребительская упаковка. 

Головки же сыра по 10-12 кг - это определенно не потребительская упаковка. 

А головка сыра массой 2 кг - это что потребительская или не потребительская? Как правило такие головки целиком не продаются. Но иногда продаются. 

Попутно: что является потребительской упаковкой плавленных сырков от Хохланд? Таки круглая баночка в которой мы ВСЕГДА их покупаем? Или таки треугольничек, который мы НИКОГДА не покупаем? Вопрос связан с тем, что в определении использован термин "первичная". 

Вот поэтому я и неохотно комментирую подобные вопросы. 

Думаю, правильное решение для любого ХСа вот какое: 

Если мы видим то, что точно является потребительской упаковкой (примеры - см. выше) - понимаем, что это потребительская упаковка. 

Если мы видим то, что точно не является потребительской упаковкой (примеры - см. выше) - понимаем, что это не потребительская упаковка. 

Если мы видим то, о чем мы не можем однозначно сказать является ли это потребительской упаковкой - запрашиваем письменные разъяснения у компетентного органа: в данном случае это КТС (которое издало ТС) и снимаем, таким образом, с себя ответственность за возможное неправильное решение»


В-четвертых, в случае импорта своей продукции или перемещения на территорию Калининградской области или из неё, даже готовая молочка подлежит проведению через ФГИС «Меркурий».

В-пятых, тот самый Федеральный закон, по состоянию на 20.07.2018 прошедший три чтения и находящийся в Совете Федерации, можно прочитать таким образом: всё, что до 01.07.18 не подлежало оформлению на бумажных бланках, будет обязательным с 01.07.19. Вопрос спорный, но некоторые лидеры молочного рынка в частных беседах признались, что вероятность такого исхода ненулевая, и лично они не собираются рисковать, пока не расставлены все точки над «ё».

Учитывая все изложенные факторы, лидеры молочной отрасли в массе своей не рассматривают изменения как «вывод всей молочки из-под "Меркурия"». Почти все начатые проекты интеграции с ФГИС «Меркурий» по молочной отрасли у нас были доведены до конца (отказались 4 предприятия из нескольких десятков). Более того, мне поступают звонки от руководства этих предприятий, что, видимо, они даже не могут заморозить свои проекты, и заключают договора на сопровождение созданных систем.


Маркировка ЦРПТ


Теперь давайте попробуем разобраться, что молочной отрасли предстоит вместо ФГИС «Меркурий». По сообщениям прессы, несколько компаний приняли участие в пилотном проекте по маркировке готовой продукции. Существенные моменты, которые необходимо разъяснить по этим проектам:


Правовая база


В середине декабря 2017 года президент Владимир Путин одобрил идею создания единого оператора системы цифровой маркировки товаров в России на базе ООО «Оператор-ЦРПТ». Эта компания — «дочка» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащая структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и компании инвестора Александра Галицкого. Еще 10%, по данным СПАРК, с сентября 2017 года у компании «Новые решения», единственным владельцем которой значится физическое лицо — Оксана Орешина.
 

Концепция маркировки


Создаваемая ЦРПТ система маркировки и прослеживаемости товаров будет включать оборудование и программное обеспечение. Оборудование необходимо для нанесения генерируемого на производстве двухмерного кода Data Matrix и контроля этого процесса с помощью сканеров. Механизм прослеживания каждой единицы товара будет фиксировать все операции с ним с момента нанесения на производстве метки и до продажи конечному потребителю. В оптовом канале процесс предполагается организовать через электронный документооборот, обязав указывать коды товара в документах. В рознице контроль выбытия товара с рынка будет осуществляться с помощью онлайн-касс.

Кроме того, структурам ЦРПТ предстоит создать каталог всех производимых в России товаров.

28 апреля 2018 года Правительство РФ утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. С марта 2019 года будет промаркирован табак, с июля 2019 года – обувь, с декабря 2019 года – духи и туалетная вода, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки.

На сегодняшний момент за маркировку меховых изделий отвечает Федеральная налоговая служба, за маркировку лекарств – Росздравнадзор.

От правительства курировать маркировку всей продукции будет вице-премьер по цифровой экономике Максим Акимов. Соответствующее распоряжение дал премьер Д. Медведев 17 июля этого года.

Акимов уже высказал свою позицию, что он против концентрации всех товаров в руках одного оператора. Участвовать в проекте хотел и Сбербанк – в начале июня Герман Греф в письме предложил Козаку задействовать облачный сервис Сбербанка «Корус каталог» при формировании каталога маркируемых товаров. Однако в конце июня было совещание у министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, где окончательно решили, что оператор один – ЦРПТ. Сбербанк, правда, от комментариев отказывается, так что, возможно, история ещё не окончена.

Обращаю отдельное внимание, что в перечне нет молочной продукции, и участие ряда компаний в пилотных проектах по маркировке было инициировано добровольно. А вот будет ли это поддержано на законодательном уровне – вопрос. По крайней мере, на сегодняшний момент чёткого ответа нет. А что есть? Было совещание у вице-премьера Дмитрия Козака, где была высказана мысль о замене "Меркурия" маркировкой, было совещание у профильного вице-премьера Алексея Гордеева, где речь о замене не шла и должна была быть встреча обоих для «согласования позиций». Денис Мантуров высказал мысль, что «…будет происходить стыковка двух систем: сырьё заходит по системе «Меркурий», т.е. по ЭВС, а на готовую продукцию уже будет включаться маркировка». Вот на сегодня, кажется, и всё. Подчеркну ещё раз – нет ни одного НПА, который бы позволил сделать окончательные выводы.
 

Цена прослеживаемости


«Оператор-ЦРПТ» заявляет, что намерен получать плату за услугу прослеживаемости каждой единицы товара, которая составит около 0,5 руб.
 

Сравнение технологий


Без сомнения, ФГИС «Меркурий» и Единая национальная система «Честный знак» - это две принципиально разные технологии. И если "Меркурий" можно сравнить с гигантской, в масштабах страны, учётной системой, в которой в обязательном порядке фиксируются все материальные потоки с учётом их преобразования (сырьё в готовую продукцию) с контролем остатков, то маркировка больше похожа на так называемые WMS-системы для адресных складов: в месте производства нанёс код – пикнул сканером или терминалом сбора данных – отметил операцию, место совершения и объект операции (продукция).

Для участников же рынка главные отличия следующие:

  1. ФГИС «Меркурий» не гарантирует в текущей редакции, но позволяет узнать, из чего сделана определённая партия продукции, а маркировка касается только уже произведённой готовой продукции с момента её возникновения до вывода из оборота.
  2. Для работы с ФГИС «Меркурий» необходимо потратиться разово на интеграцию или (а иногда и) на дополнительный персонал. Для маркировки, скорее всего, придётся потратиться на оборудование и регулярные платежи за каждую единицу оборота.

Так что же дальше?


Без сомнения, вице-премьеры и министры – это не те лица, чьи слова можно проигнорировать, но по совокупности факторов можно сделать следующие предварительные выводы:

  1. Не вся и не во всех случаях молочка «выводится из-под "Меркурия"».
  2. Даже если будет принято положительное решение о маркировке, избежать работы с ФГИС «Меркурий» не получится; по крайне мере, это справедливо для производителей.
  3. Никаких окончательных решений, как же всё на самом деле будет работать, на момент написания статьи не принято.

 

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Аналитика цен по регионам на 17.04.2024
09:15 — Внутренний рынок
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-12
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
28450.00 + 300 28500.00 + 0
ПФО
27650.00 + 400 28000.00 + 0
СКФО
28200.00 - 400 29000.00 + 0
ЮФО
28350.00 + 200 29000.00 + 0
СФО
28500.00 + 0 28500.00 + 0
на 2024-04-12
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
70150.00 + 50 71870.00 + 0
ЮФО
69600.00 + 1000 70500.00 + 1000
ПФО
69550.00 + 50 70050.00 + 0
СФО
70200.00 + 0 70500.00 + 0

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы