Россия с начала текущего сельхозгода (с 1 июля 2020 года) экспортировала 19,3 млн тонн зерна, что на 2 млн тонн больше, чем годом ранее (17,3 млн тонн), следует из мониторинга аналитического центра АО "Русагротранс".
Как сообщил "Интерфаксу" руководитель центра Игорь Павенский, экспорт пшеницы составил 16,3 млн тонн, что на 1,3 млн тонн больше прошлогоднего. Рост обеспечили поставки в Египет (на 1,2 млн тонн), в страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Бангладеш, Пакистан, Таиланд, Шри-Ланка) - почти на 1,5 млн тонн, а также в Нигерию, Иран. Кроме того, в числе покупателей были такие нетрадиционные для российской пшеницы рынки, как Саудовская Аравия, Бразилия, Иордания, Финляндия. Впервые за два года в конце октября 2020 года была отправлена пшеница в Южную Корею.
Экспорт ячменя вырос почти в 1,8 раза - до 2,59 млн тонн с 1,46 млн тонн годом ранее. В том числе Саудовская Аравия увеличила закупки на 0,85 млн тонн, Иордания - на 182 тыс. тонн, ОАЭ - на 139 тыс. тонн.
"Экспорт кукурузы начал набирать темпы в октябре, но с начала сезона он все еще отстает от прошлогоднего в 1,7 раза - 430 тыс. тонн против 748 тыс. тонн, - сказал Павенский. - Это результат существенного снижения урожая в южных регионах, являющихся основными поставщиками кукурузы на экспорт". Основные поставки шли в Иран (через Каспий), Китай (с Дальнего Востока) и Ливию. В конце месяца начался экспорт в Южную Корею.
Павенский также сообщил, что доля 15 ведущих экспортеров зерна из России в июле-октябре (по 25 октября) этого года выросла до 78% против 72% за аналогичный период прошлого года. Тройка лидеров не изменилась, ее возглавляет ТД "РИФ", который за этот период экспортировал 3,2 млн тонн зерна. На втором месте - "Астон" (2,8 млн тонн), на третьем - "Мирогрупп Ресурсы" (1,65 млн тонн).
В пятерку лидеров также входят "Гленкор Агро МЗК", которая экспортировала 1,26 млн тонн зерна, и "Объединенная зерновая компания", на счету которой 1,1 млн тонн.
Входящий в Объединенную зерновую компанию (ОЗК) Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП) в октябре перевалил более 800 тыс. тонн зерна, установив новый рекорд за все время. Часть объемов предприятие получило из-за ситуации на Новороссийском зерновом терминале (НЗТ), который отказался от работы с крупнейшими экспортерами ТД РИФ и «Астон». Ажиотажный спрос на услуги терминалов может начать спадать уже в этом месяце.
НКХП (более 50% принадлежит ОЗК) в октябре отгрузил более 800 тыс. тонн зерна, следует из материалов предприятия. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько говорит, что это новый абсолютный рекорд по перевалке для РФ. По оценкам ИКАР, всего за октябрь Россия экспортировала 5,3 млн тонн зерновых. Таким образом, НКХП обеспечил 15,15% месячных поставок. С начала сезона НКХП отгрузил 2,68 млн тонн зерновых, в сентябре — 706,5 тыс. тонн. Еще 633,2 тыс. тонн в том месяце пришлось на терминал КСК (принадлежит Deloports Сергея Шишкарева), а 588,2 тыс. тонн — на НЗТ (входит в «Деметра-холдинг» ВТБ, «Агронова» Таймураза Боллоева и Marathon Group Александра Винокурова и Сергея Захарова).
Объем перевалки НЗТ в октябре сопоставим с сентябрьским, знает источник “Ъ” на рынке. При этом, отмечает он, НЗТ работает только с пшеницей, а у НКХП на пшеницу в октябре пришлось 573,68 тыс. тонн.
Ставку за перевалку раскрывает только НЗТ, где она находится на уровне 1,3 тыс. руб. за тонну. По словам собеседника “Ъ” на рынке, услуга у крупнейших терминалов стоит примерно одинаково.
В «Деметра-холдинге» и Deloports комментарии оперативно не предоставили.
В ОЗК темпы отгрузок НКХП объяснили в том числе увеличением мощностей приема зерна как по железной дороге, так и автомобильным транспортом. По словам Дмитрия Рылько, на терминале в полную силу начал действовать элеваторный комплекс емкостью 100 тыс. тонн, а мощность приемки вагонов увеличилась с 160 до 200 вагонов в сутки. По словам двух источников “Ъ”, часть дополнительных объемов НКХП получил из-за ситуации на НЗТ. Как поясняют источники “Ъ” на рынке, несмотря на то что «Деметра-холдинг» также входит в состав акционеров ОЗК, эти компании активно конкурируют на зерновом рынке.
Так, рассказывает один из собеседников “Ъ”, НЗТ отказался от сотрудничества с ТД РИФ и «Астон» (первый и третий российский экспортер зерна в прошлом сезоне соответственно) из-за того, что те владеют своими терминалами на малой воде. Гендиректор ТД РИФ Марина Турянская и бенефициар «Астона» Вадим Викулов на вопросы не ответили. Кроме того, продолжает собеседник “Ъ”, входящий в «Деметра-холдинг» трейдер «Мирогрупп» продолжает погрузку на НКХП: в прошлом сезоне компания договорилась с терминалом о поставках 800 тыс. тонн зерна на условиях take or pay, из которого должна отгрузить еще 400 тыс. тонн, чтобы не нарваться на штрафы. По словам источника “Ъ”, НЗТ также провел реконструкцию приемки автотранспорта и пока терминал может принимать около 150 грузовиков в сутки, тогда как НКХП позволяет разгружаться 600 машинам в сутки.
Другой источник “Ъ” указывает, что НЗТ уже может принимать 400-450 грузовиков в сутки. И, в отличие от НКХП, терминал не разрешил заключившим до начала сезона контракты экспортерам работать с переподпиской.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов указывает, что в сентябре—октябре наблюдался серьезный скачок спроса на услуги терминалов на фоне рекордных темпов российского зернового экспорта в целом. По таможенным данным, с начала сезона по 29 октября экспорт зерна из РФ вырос на 5%, до 18,1 млн тонн, год к году. С ноября, по словам господина Сизова, спрос на услуги терминалов, вероятно, начнет постепенно снижаться на фоне более низких экспортных продаж. Руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский считает, что максимальная пропускная способность НКХП позволяет терминалу отгружать около 900 тыс. тонн зерна в месяц в основном за счет увеличения почти в 1,5 раза выгрузки по железной дороге в этом сезоне. Но коррективы традиционно в конце года вносит погода, а на общих темпах зернового экспорта из РФ может негативно сказаться снижение цен на российскую пшеницу с $260 до $250 за тонну, указывает он.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
27750.00 | - 50 | 28000.00 | + 0 |
ПФО |
26300.00 | + 400 | 27000.00 | + 600 |
СКФО |
28150.00 | + 150 | 28500.00 | + 0 |
ЮФО |
28300.00 | + 800 | 28500.00 | + 0 |
СФО |
28500.00 | + 500 | 28500.00 | + 0 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
70000.00 | + 4500 | 72000.00 | + 2900 |
ЮФО |
68500.00 | + 200 | 69500.00 | + 200 |
ПФО |
69500.00 | + 100 | 70200.00 | + 400 |
СФО |
70200.00 | + 0 | 70400.00 | + 0 |
Обсуждение