Новости Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
Минсельхоз предложил сделать пошлину на экспорт сои постоянной - комментарии
08:45 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
«ПроЗерно» - Еженедельные ценовые индексы внутреннего рынка на 29 июля 2022 года
09:30 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
«ПроЗерно» - Еженедельные ценовые индексы внутреннего рынка на 22 июля 2022 года
09:00 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
Эксперты зафиксировали "неприятное сползание" зернового рынка РФ в рецессию
08:00 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
Египет не допустил пшеницу из России и ЕС к очередным госзакупкам
11:15 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
«ПроЗерно» - Еженедельные ценовые индексы внутреннего рынка на 08 июля 2022 года
09:00 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
В России спрогнозировали рост экспорта пшеницы в сезоне 2022 — 2023
08:45 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
В этом году Россия может обновить рекорды по сбору зерновых и масличных
15:00 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
«ПроЗерно» - Еженедельные ценовые индексы внутреннего рынка на 01 июля 2022 года
09:45 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
Урожай пшеницы может стать рекордным
09:15 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
«Рынок потерял $6 млрд»: аграрии утверждают, что экспортная пошлина неэффективна
15:30 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
«ПроЗерно» - Еженедельные ценовые индексы внутреннего рынка на 24 июня 2022 года
09:15 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
Падение цен на зерно ускорилось во всех регионах РФ
08:45 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
Почему никто не бьет в колокола о текущем падении цен?
08:00 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
«ПроЗерно» - Еженедельные ценовые индексы внутреннего рынка на 17 июня 2022 года
08:45 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
«Перетекание» посевов: масличные остаются в тренде
11:00 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
«ПроЗерно» - Еженедельные ценовые индексы внутреннего рынка на 10 июня 2022 года
13:00 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
Переходящие запасы подсолнечника в этом году будут рекордными
17:30 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
Россия не успеет переработать 1,06 млн тонн подсолнечника, - Петриченко
08:30 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
Эксперт назвал цены на подсолнечник на старте сезона 2022/23
17:00 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно
«ПроЗерно» - Еженедельные ценовые индексы внутреннего рынка на 03 июня 2022 года
17:00 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно

12:00, 22.11.2021 — Новости, Зерновые, Внутренний рынок, Информационно-аналитическая компания ПроЗерно

Зерно рассыпалось по вагонам. Доля железных дорог в его перевозке растет


К середине ноября Россия перевезла половину зерна, запланированного к экспорту в этом сельхозгоду, причем 28% объема поставлено в порты железной дорогой. Несмотря на сокращение объемов экспорта, доля железной дороги в транспортировке зерна растет и по итогам года может превысить 30%. Зимой ожидается дополнительное сезонное увеличение, а в долгосрочной перспективе, этому будет способствовать запрет рейдовой перевалки в порту Кавказ. Но угрозу создает потенциальное смещение отправок на юг, где их в основном обслуживает автотранспорт.

В июле—ноябре Россия экспортировала свыше 21 млн тонн зерна против 25 млн тонн за тот же период прошлого года, рассказали “Ъ” в аналитическом центре «Русагротранса» (крупнейший оператор зерновозов в РФ). По состоянию на 15 ноября вывезена половина прогнозируемого экспортного объема, составляющего, по оценке аналитиков «Русагротранса», 41,5 млн тонн. По железной дороге в направлении экспортных коридоров перевезено 5,84 млн тонн (28%) — это третий результат за последние семь лет после рекордно урожайных 2017 (доля железной дороги — 29%) и 2020 годов (36%). В остальное время эта доля не превышала 27%.

28 процентов

составляет доля железной дороги в экспортных перевозках зерна в июле—ноябре 2021 года.

По мнению аналитиков «Русагротранса», доля железнодорожных перевозок в экспорте сельхозпродукции будет расти ввиду сокращения объемов зерна, доступных на коротких расстояниях, прекращения речной навигации до весны и традиционного уменьшения рейдовой перевалки из-за ухудшения погодных условий в зимние месяцы. По оценке «Русагротранса», по итогам года доля может составить 30–31%.

Минувший сельхозгод был крайне удачным в контексте железнодорожных перевозок зерна, поскольку помимо высокого уровня экспорта имел место большой, с приростом на 60% к предыдущему сельхозгоду, урожай в Поволжье, откуда зерно традиционно вывозится именно железной дорогой.

В этом году ситуация сложнее: увеличение экспортных пошлин привело к сокращению отправок зерна за рубеж, но зато оживились внутренние перевозки, которым способствовали рекордный урожай в Сибири и рост спроса на транспортировку зерна оттуда в пострадавшие от засухи Урал, Восточное Поволжье и Казахстан, а также в центральные и северо-западные регионы РФ.

Но в целом железнодорожная погрузка зерна по итогам десяти месяцев сократилась в годовом выражении на 5,1%, а в октябре — на 25% к октябрю 2020 года.

По словам директора «Совэкона» Андрея Сизова, в долгосрочной перспективе доля железнодорожных перевозок может резко вырасти при закрытии рейдовой перевалки в порту Кавказ. «Для всего российского зернового экспорта это будет иметь драматичные последствия,— говорит он.— Но от меры выиграют операторы глубоководных терминалов, которые в первую очередь работают с железнодорожным транспортом».

Гендиректор «Прозерно» Владимир Петриченко ждет, что доля железнодорожных перевозок зерна на экспорт продолжит постепенно расти. Среди причин — переход экспортеров, в том числе компаний не из первой тройки, на использование собственных вагонов для оптимизации издержек и, как следствие, отказ от автомобильного транспорта.

Председатель правления Союза экспортеров зерна (включает ТД «Риф», «Астон», «Деметра-холдинг», Объединенную зерновую компанию, Viterra и др.) Эдуард Зернин говорит, что железная дорога «показывает выдающиеся результаты» в этом сезоне, ограниченные разве что естественными факторами развития ее инфраструктуры:

«Мы ожидаем сохранения темпов в зимнем периоде, когда устьевые порты и рейдовая перевалка снижают активность из-за неблагоприятных погодных условий, а роль глубоководных терминалов, а соответственно, и доля железной дороги растет».

Он добавляет, что другим важным фактором роста доли железной дороги стал интенсивный экспорт в этом сезоне в страны ЕАЭС, в первую очередь Казахстан.

В то же время гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько отмечает неравномерное распределение погрузки: рекордно низкую — из центра, Поволжья и Урала и рекордно высокую — из западной Сибири. По его мнению, при текущем регуляторном режиме перевозка зерна будет концентрироваться на юге, где большая доля приходится на автомобильный транспорт.


Выберите регион
все страны и регионы