ЛЕНТА / СПРАВОЧНИКИ
08:15, 19.03.2021 — Постановления
автор: rapu

Комментарий РАПУ по опубликованному проекту постановления Правительства Российской Федерации


6 марта 2021 г. на сайте для общественного обсуждения нормативных правовых актов специалистами Министерства сельского хозяйства был размещен проект постановления Правительства РФ «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на минеральные удобрения в 2021 году». В нем, в частности, предлагается от имени Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина зафиксировать поручение Министерству промышленности и торговли РФ совместно с Министерством сельского хозяйства РФ по заключению соглашений с производителями и поставщиками минеральных удобрений для снижения и поддержания цен до 1 июля 2021 года.

Отечественные производители удобрений в очередной раз хотели бы акцентировать внимание, что российский рынок для них является стратегическим приоритетом. На внутренний рынок поставляется удобрений больше, чем в любую другую страну мира. За последние 5 лет российские аграрии увеличили применение минеральных удобрений в полтора раза. Заявленная Минсельхозом России потребность в минеральных удобрениях на 2021 год составила 4,52 млн тонн д.в., что почти на четверть больше по сравнению с 2020 годом. К 2024 году Минсельхоз запланировал двукратный рост потребления минеральных удобрений.

Для обеспечения растущих потребностей российских аграриев в удобрениях и сохранения завоеванных позиций на зарубежных рынках в ближайшие 5 лет предприятия РАПУ инвестируют свыше 1,6 трлн рублей. Согласно инвестпланам, к 2026 г. отрасль прирастет на 70% (по сравнению с 2013 г.)

Российский рынок - один из самых стабильных рынков в мире, и российские производители заинтересованы в его развитии. В связи с чем оказывают отечественным аграриям системную поддержку, направленную на повышение доступности минеральных удобрений.

В частности, в России успешно применяется методика ценообразования Федеральной антимонопольной службы на минеральные удобрения, а производители удобрений реализуют комплекс мер по сдерживанию цен в условиях резких изменений макроэкономической ситуации.

Методика ФАС и комплекс мер по сдерживанию цен обеспечивают цены для российских сельхозтоваропроизводителей ниже, чем у их конкурентов за рубежом. Разница между экспортной ценой и ценой на внутреннем рынке достигает 20-30%. С одной стороны, это позволяет российским экспортерам сельхозпродукции эффективно конкурировать на глобальных рынках продовольствия. С другой – это значит, что производители минеральных удобрений ежегодно опосредованно транслируют в АПК миллиарды рублей своей потенциальной прибыли и инвестиционных ресурсов.

После падения цен на ключевые виды минеральных удобрений на 40% в 2019-2020 гг., сегодня в России наблюдается восстановительный тренд. Благодаря мерам ФАС и производителей, цены на минеральные удобрения по-прежнему ниже, чем в 2015 году (!). Об этом свидетельствуют данные Росстата.

По данным Минсельхоза России, доля стоимости минеральных удобрений в средневзвешенной цене на пшеницу в 2019 году не превышала 13,5%. По оценкам ИКАР, доля стоимости минеральных удобрений в средневзвешенной цене на пшеницу в начале 2020 года не превышала 12%. По оценке консалтинговой компании EY, затраты на минеральные удобрения в цене реализации социально значимых продуктов питания (в частности, хлебобулочных изделий) не превышают 1-2% (!).

На совещаниях, состоявшихся на прошлой неделе в Правительстве РФ, реализуемый комплекс мер был признан эффективным, что вытекает из протокола заседания, где не было зафиксировано никаких поручений по снижению и фиксации цен.

И в РАПУ считают существующий комплекс мер по обеспечению доступности минеральных удобрений достаточным и исчерпывающим.

Что касается инициативы специалистов Министерства сельского хозяйства РФ, то по мнению РАПУ, она может быть направлена на создание для ряда сельхозтоваропроизводителей дополнительных необоснованных выгод с целью дальнейшего роста их маржинальности за счет финансовых потерь производителей минеральных удобрений и фактическое закрепление нерыночного режима перекрестного субсидирования одной отрасли другой. При этом она носит дискриминационный характер не только по отношению к производителям минеральных удобрений, но и к тем аграриям, которые заблаговременно приобрели минеральные удобрения, снижая их конкурентоспособность перед сельхозтоваропроизводителями, для которых специалисты Министерства сельского хозяйства РФ предлагают снизить цены. Это прямо противоречит и букве, и духу антимонопольного законодательства.

Кроме того, данная инициатива сводит на ноль все усилия Министерства промышленности и торговли РФ и экономического блока Правительства РФ по запуску нового инвестиционного цикла в промышленности, в том числе в наиболее инвестиционно активном сегменте – отрасли минеральных удобрений. Торможение инвестиционных проектов может привести к явным негативным последствиям для российских сельхозпотребителей с точки зрения сжатия ассортимента высокоэффективных инновационных марок минеральных удобрений, необходимых для устойчивого развития сельского хозяйства, а также отразиться на перспективе выполнения планов по обеспечению отечественных аграриев минеральными удобрениями в долгосрочной перспективе с учетом значительного роста потребления с их стороны.

За прошлый инвестиционный цикл 2013-2020 гг. производители минеральных удобрений инвестировали в развитие более 1,3 трлн рублей. Например, по итогам 2019 г. объем инвестиций более чем в 2 раза превысил средний показатель для обрабатывающей промышленности.

Планы Минсельхоза не реализуемы без наращивания производства минеральных удобрений, учитывая также необходимость увеличения несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Доля отрасли в несырьевом неэнергетическом экспорте в 2020 году составила 4,3%.

Рост АПК в прошлом году составил 5,2%, а количество убыточных предприятий снизилось до 11%. Подавляющее большинство российских сельхозтоваропроизводителей имеют необходимые средства для приобретения минеральных удобрений по рыночным ценам. Тем не менее, специалисты Минсельхоза России ведут целенаправленную работу для того, чтобы ряд аграриев получили минеральные удобрения «по необходимой для них цене».

Идея более масштабного субсидирования АПК путем принудительно снижения цен на минеральные удобрения, фактически означает поддержку одной экспортно-ориентированной отрасли за счет другой, и как уже было отмечено, носит дискриминационный характер по отношению к производителям минеральных удобрений.

Административное регулирование рынка, принудительное снижение и фиксация цен на продукцию отрасли точно не будет способствовать активизации инвестиционной деятельности. Эти инициативы снизят темпы инновационного развития и как следствие – несут риск, при формировании соответствующей практики, значительного снижения капвложения производителей минеральных в увеличение производственных мощностей и создание новых рабочих мест.

Кроме того, фиксация цен на сырьевые и промежуточные ресурсы (к которым относятся и удобрения), в отличии от фиксации цен на конечные продукты питания (как, например, сахар и подсолнечное масло), может быть использована в других странах как основание торговых расследований и введения заградительных пошлин на продукцию российского сельского хозяйства.

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-03-22
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
27750.00 - 50 28000.00 + 0
ПФО
26300.00 + 400 27000.00 + 600
СКФО
28150.00 + 150 28500.00 + 0
ЮФО
28300.00 + 800 28500.00 + 0
СФО
28500.00 + 500 28500.00 + 0
на 2024-03-22
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
70000.00 + 4500 72000.00 + 2900
ЮФО
68500.00 + 200 69500.00 + 200
ПФО
69500.00 + 100 70200.00 + 400
СФО
70200.00 + 0 70400.00 + 0

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы