Новости "ЭФКО"

08:00, 14.12.2023 — Развитие отрасли, Новости, "ЭФКО"

Развитие экспорта масложировой продукции видится в переходе к поставкам товаров более высокого передела, - Мальцев



Ведущие эксперты отрасли АПК обсудили результаты российского экспорта в 2023 году и определили ключевые направления дальнейшего развития

Состоялась V Ежегодная стратегическая сессия «Российский агроэкспорт 2023–2024: тренды, вызовы и новые возможности», организованная Федеральным центром «Агроэкспорт». На мероприятии, которое традиционно проводится в конце года, руководители ведущих компаний-экспортеров, отраслевых союзов и консалтинговых компаний подвели предварительные итоги 2023 года и озвучили прогнозы на 2024 год. Одной из главных тем дискуссии стало обеспечение устойчивости поставок и долгосрочного присутствия российских компаний на целевых рынках.

Стратегическую сессию открыл заместитель Министра сельского хозяйства России Сергей Левин. Он отметил, что драйвером для роста поставок сельхозпродукции за рубеж и открытия новых рынков сбыта стала реализация федерального проекта «Экспорт продукции АПК». За последние 5 лет экспорт зерновых увеличился на 79%, продукции масложировой отрасли – почти в 3 раза, рыбы и морепродуктов – на 33%, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности – на 55%, мясной продукции – в 4,4 раза, молочной – почти в 1,5 раза.

Среди продуктовых драйверов роста экспорта в 2023 году – пшеница, сухое молоко, баранина, горох, ячмень, кукуруза, свинина. Так, поставки гороха увеличились в 2,5 раза и за 11 месяцев достигли 2,5 млн тонн, сообщил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов. Экспорт сухого молока вырос в 4,9 раза, до 14 тыс. тонн, свинины – в 1,7 раза, до 230 тыс. тонн. В 2023 году возобновился экспорт баранины: он увеличился в 7,5 раза, до 7 тыс. тонн.

Экспорт уже сегодня является драйвером развития целого ряда подотраслей АПК. «Расширение географии поставок, развитие логистики и дистрибьюции, открытие представительств за рубежом, создание брендов под конкретные рынки, работа с зарубежными сетями и индустрией HoReCa, адаптация продукции под религиозные требования – все эти шаги чрезвычайно важны для дальнейшего развития российского экспорта. Качественный скачок будет связан именно с этими направлениями», – выразил уверенность Краснов.

Государство оказывает активное содействие бизнесу в данной работе. Федеральный центр «Агроэкспорт» в 2023 году провел 9 деловых миссий в зарубежных странах, в которых приняло участие более 200 российских и 600 иностранных компаний. Создаваемая «Агроэкспортом» Библиотека экспортера продолжает расширяться: сегодня она включает уже более 500 аналитических материалов. В том числе количество разработанных экспортных гидов по итогам года достигнет 160. Одновременно для помощи российским экспортерам развивается сеть представителей Минсельхоза за рубежом. Только в 2023 году при поддержке сельхозатташе заключено более 80 контрактов на сумму 1,7 млрд долл. США.

О конъюнктуре мировых рынков продовольствия и глобальных трендах в уходящем году рассказал генеральный директор компании «Технологии доверия – Консультирование» Михаил Магрилов. В 2023 году зафиксированы рекорды и антирекорды урожая вследствие климатических аномалий, падение мировых цен на продукцию и при этом увеличение доли голодающего населения, перечислил он. В числе основных трендов 2023 года Магрилов также назвал охлаждение интереса к ESG-повестке, расширение государственного финансирования программ по продвижению продукции на зарубежных рынках, а также рост инвестиций в технологии АПК.

В рамках мероприятия состоялись три питч-сессии с участием руководителей отраслевых союзов и ведущих компаний-экспортеров – главной темой стало обеспечение долгосрочного присутствия российской продукции АПК за рубежом. В ходе первой питч-сессии обсуждены место и образ России на мировых аграрных рынках в перспективе ближайших лет, второй – инструменты, необходимые для эффективного закрепления российских компаний. Третья питч-сессия была посвящена роли аналитики и экспертизы в принятии стратегических решений в сфере ВЭД.

Экспортные перспективы

По словам председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, объем обрабатываемых и залежных земель позволяет России уверенно смотреть в будущее. «Россия осуществляет производство сельхозпродукции в 12 природно-климатических зонах и имеет уникальную возможность – второй такой страны в мире нет – компенсировать потери в одной из зон за счет результатов другой. Второй в истории урожай зерна, полученный в текущем сезоне, во многом благодаря этому и состоялся», – обратил внимание Зернин. Размер территории и разнообразие зон земледелия дает нам возможность устойчиво производить и поставлять на мировой рынок тот объем зерна, который необходим нашим странам-партнерам.

Наряду с зерном последовательно развивается экспорт масложировой продукции. «Четыре года назад мы лишь фантазировали о тех результатах, которые наблюдаем сейчас. Самые смелые фантазии, которые тогда были, оказались реализованы», – заметил исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. По оценке союза, в сезоне 2022/23 Россия поставила на внешние рынки рекордные 3,85 млн тонн подсолнечного масла – на 26% больше, чем в 2021/22. В наступившем сезоне 2023/24 потенциал экспорта оценивается выше 4 млн тонн. Дальнейшее развитие экспорта масложировой продукции Мальцев видит в переходе к поставкам товаров более высокого передела – белковых, жировых, функциональных, растительных продуктов. «Сегодня мы в состоянии полноценно реализовать потенциал российского агропроизводства как источника не-ГМО, премиум-продовольствия», – акцентировал он.

Значительный потенциал дальнейшего развития экспорта сохраняется и в категории мясной продукции. «В 2023 году российский экспорт мяса, субпродуктов и готовых мясных изделий приближается к 800 тыс. тонн, а стоимость может достичь 2 млрд долл. США. По оценкам, к 2030 году для удовлетворения растущего спроса в мире необходимо нарастить производство мяса на 14%, а к 2040 году – на 30%, или на 100 млн тонн. Россия – одна из немногих стран, у которых есть реальный потенциал с учетом природно-климатических условий, кормовой базы и накопленного инвесторами опыта и далее наращивать производство и экспорт», – указал руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

Именно экспорт в последнее время являлся основным источником привлечения инвестиций в птицеводческую отрасль, подчеркнул генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. «Например, в Бразилии доля экспорта к объему производства мяса птицы – примерно 30%, в США – около 20%. Нужно ли нам стремиться к такому балансу? Я считаю, обязательно. Это не только выведет страну в число ведущих поставщиков на мировом рынке, но и позволит гарантировать обеспечение продовольственной безопасности благодаря наличию системного экспорта, который в случае чего позволит демпфировать возможные риски на внутреннем рынке, сохранив ключевые экспортные направления», – уверен Лахтюхов.

Продвижение: отраслевые бренды

Драйвером роста российского экспорта АПК должно стать расширение поставок продуктов высокого передела, к которым относятся кондитерские изделия, уверен Президент Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Сергей Носенко. Несмотря на сложные внешнеэкономические условия, в 2023 году российский экспорт кондитерских изделий может увеличиться до 1,65–1,7 млрд долл. США против 1,6 млрд долл. США в 2022-м. «Однако экспорт готовой продукции имеет свою специфику по сравнению с сырьевыми товарами, так как в нем большую роль играет сила бренда, – обратил внимание Носенко. – Рассчитываем, что в следующем году будет запущен кондитерский зонтичный бренд Russian Sweets, который станет огромной поддержкой для экспорта кондитерской продукции». В качестве главного вызова для отечественных кондитеров-экспортеров Носенко назвал таможенные барьеры на рынках дружественных стран, в том числе Индии, Египта и Ирана. «Мы ожидаем, что 26 декабря текущего года будет подписано соглашение о свободной экономической зоне с Ираном», – добавил он.

Необходимость создания и продвижения отраслевого зонтичного бренда также отмечают производители молочной продукции. «Уже четвертый год «ЭкоНива» поставляет продукцию в Китай, где нашу продукцию ценят. Для жителей Китая Россия – это природа, экология и натуральность, поэтому зонтичный молочный бренд будет иметь хорошие перспективы на этом рынке», – сказал Президент ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр. Однако, добавил он, продвижение единого бренда, а вместе с ним и имиджа страны, возможно только в рамках совместных усилий отрасли и государства.

Развитие отраслевого бренда также является актуальным вопросом для экспортеров рыбы и морепродуктов. «Например, в Китае, как показало проведенное нами исследование, большинство потребителей до сих пор считает, что краб поставляется из США, хотя 99% крабов в настоящее время к ним импортируется из России, а лосось все еще ассоциируют с Норвегией и т. д. Эти и многие другие продукты уже давно поставляются из России. Поэтому отраслевой зонтичный бренд для рыбаков, а также активная поддержка государства в его продвижении на зарубежных рынках – крайне насущный вопрос», – поддержал член советов директоров компаний ГК «Русский краб» и ГК «РРПК» Станислав Аксенов.

Локализация за рубежом

Долгосрочное присутствие российской продукции АПК также зависит от инвестиций в технологии, в том числе непосредственно на зарубежных рынках. «Наша видение – инвестировать в целевые страны, расширять свое присутствие и становиться там своими, – поделился исполнительный директор ЭФКО Сергей Иванов. – В воскресенье мы открыли центр прикладных исследований в Дубае. Именно этот регион выбран в качестве точки развития на рынках Юго-Восточной Азии и Африки. Однако успех в этих странах возможен лишь при развитии собственных отечественных технологий производства».

С целью закрепления на целевом рынке и повышения эффективности работы многие экспортеры принимают решение о создании своих представительств за рубежом. Так, недавно офисы в КНР открыли «ЭкоНива» (в Сиане) и «КОМОС ГРУПП» (в Шанхае). «Открыв собственную компанию в Шанхае, мы узнали, кто наш конечный потребитель, научились управлять ценой, дистрибьюцией и начали намного глубже понимать этот рынок», – рассказал исполнительный директор «КОМОС ГРУПП» Кирилл Чечин. По его словам, следующим шагом должна стать кооперация российских экспортеров молочной продукции, с тем чтобы взаимно пользоваться услугами офисов друг друга в разных провинциях КНР, а также консолидация партий.

Компания «Русагро» локализовала производство бутилированного подсолнечного масла в Китае, под рынок которого была создана торговая марка «Лето Красно». «Надо понимать, что в Китае, Африке, Индии, государствах MENA российские компании с их готовой продукцией никто не ждет. Мы интересны как поставщики сырья. Если же бизнес хочет заходить в эти государства с собственными торговыми марками, с продуктами высокого передела, то перед ним стоит большая задача по изучению рынка, производству продукта, который соответствует ожиданиям и требованиям этого рынка, поиску партнеров и каналов сбыта. Это длинная дорога, в конце которой нас ждет успех», – сказал руководитель управления по экспортным продажам Масложирового бизнеса «Русагро» Алексей Карпов. Он предложил ЭФКО и другим российским компаниям подумать о создании сильного отраслевого бренда для продвижения отечественных растительных масел на зарубежных рынках.

Экспертиза в сфере ВЭД

В рамках стратегической сессии также обсуждался вопрос обеспечения экспортеров качественной аналитикой. Было проведено голосование о том, какие аналитические продукты являются наиболее полезными для компаний. 52% участников назвали наиболее востребованными комплексные маркетинговые исследования рынков сбыта, такие как экспортные гиды и концепции продвижения, а 44% – анализ требований и барьеров при поставках продукции на целевой рынок.

Кроме того, участники сессии отметили важность вопроса подготовки специалистов для аналитических отделов отечественного АПК. «Скорость принятия решений выросла в разы. Для того, чтобы принять правильное решение – на оперативном, тактическом, стратегическом уровне – собственникам бизнеса и топ-менеджерам, безусловно, нужна хорошая аналитика», – признал Президент Agrifood Strategies, член совета директоров ГК «Дамате» Альберт Давлеев.

Генеральный директор ООО «Новые Фермы» Дарья Лащенко среди необходимых компетенций аналитиков выделила аналитический склад ума и системный анализ, оперативный анализ ситуации, знание иностранных языков, углубленное понимание тематики рынка, умение работать с большими массивами данных и составлять примерные сценарии и прогнозы развития ситуации на основе имеющихся данных.

Кроме того, преимуществом аналитика является независимость от отдела продаж, вовлеченность и мотивация, дополнил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов: «Нужен интерес к тому, что вы делаете и исследуете. Интерес порождает правильную мотивацию: я делюсь своими открытиями с аудиторией. Правильная мотивация порождает уверенность, уверенность привлекает людей, которые приносят информацию. Она, в свою очередь, повышает интерес», – пояснил он.

Организация аналитического сопровождения экспорта важна как на операционном, так и стратегическом уровне. Первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг рассказал об исследовательских проектах вуза, а также подготовке специалистов в сфере ВЭД. По его словам, во ВШЭ обучаются 54 тыс. студентов и треть из них уже на ранних стадиях обучения вовлечены в научно-исследовательскую работу. Университет активно взаимодействуют с экспертным и отраслевым сообществом, также в вузе создано более 60 кафедр ведущих компаний и исследовательских центров России.

В рамках питч-сессий также выступили вице-президент АПХ «Мираторг» Ольга Псарева, директор по экспорту АО «Прогресс» Хондамир Каримов, генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов и др. Модераторами питч-сессий стали руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов, исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев и президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев.


Выберите регион
все страны и регионы