Американская компания NCH планирует развивать строительство портового терминала. Об этом на днях на пресс-конференции, посвященной международному сотрудничеству в АПК, заявил глава аграрного ведомства Украины Алексей Павленко. По его словам, компания "The Soufflet Group" и "Cargill" также в настоящее время инвестируют в развитие портовых мощностей, и Минагрополитики совместно с Минэкономразвития намерены не только оказывать им свою посильную помощь, но и обеспечить защиту инвестиций.
Вместе с тем, перевалка грузов в портах сегодня является не самым "узким" местом в логистике украинского зерна. Как рассказал "ПроАгро" источник в одной из украинских зерноторговых компаний с иностранным капиталом, в высокий сезон наибольшие проблемы чаще возникают с доставкой зерна в порты из-за нехватки вагонов-зерновозов, низкой пропускной способности узловых железнодорожных станций, а также ограничений по весу автотранспорта, везущего зерно.
С ним согласен и руководитель экспертного направления Центра транспортных стратегий Андрей Шкляр, который считает, что украинские зерновые терминалы, хоть и с трудом, но пока справляются с перевалкой зерна.
"По итогам минувшего сезона, загрузка портовых мощностей по отгрузке зерновых товаров достигла 101%. Учитывая, что оптимальным считается показатель в 85%, мощность портовых терминалов и элеваторов следует наращивать, особенно, если Украина намерена довести объемы экспорта зерна до 50 млн. т против нынешних 30-35 млн. т", - отметил он.
Однако А. Шкляр подчеркнул, что вместе с портовой инфраструктурой совершенствовать нужно и внутреннюю транспортную логистику.
"Речь идет о возрождении речных зерноперевозок по Днепру, чем сейчас практически в одиночку занимается компания "Нибулон". Также стране нужно большее количество вагонов-зерновозов, но железная дорога их не заказывает и не строит, а частные инвесторы практически не покупают из-за текущей тарифной политики "Укрзализныци", - рассказал эксперт.
Отсутствие у инвесторов интереса к речным и железнодорожным перевозкам специалисты также связывают с необходимостью больших денежных вложений, окупить которые можно лишь в долгосрочной перспективе. Наряду с этим строительство портовых элеваторов и зерновых терминалов куда более быстроокупаемый бизнес, и неудивительно, что именно к нему привлечено внимание крупных зарубежных компаний, располагающих дешевым кредитным ресурсом.
При этом, с одной стороны, чем больше портовых элеваторов и зерновых терминалов будет в стране, тем более конкурентными будут цены на зерно и его перевалку в украинских портах. Однако, с другой, контроль над портовой инфраструктурой позволяет контролировать, а по сути, диктовать цены на зерно и на внутренних базисах. Поэтому, помимо защиты зарубежных инвестиций, аграрному ведомству следует не менее пристально следить и за тем, чтобы не допустить сосредоточения основных перевалочных мощностей в руках нескольких крупных компаний или их владельцев.
Обсуждение