Минсельхоз предлагает ввести в РФ мониторинг цен на подсолнечное масло с помощью биржевых механизмов, следует из материалов рабочей группы по таможенно-тарифному регулированию и ответным мерам во внешней торговле таможенной комиссии.
Согласно документу, Минсельхоз считает целесообразным организовать мониторинг цен на подсолнечное масло путем наблюдения и регистрации биржевых котировок и/или внебиржевых индексов. Соответствующие изменения предлагается внести в постановление правительства РФ от 23 июля 2013 года (№623) "Об утверждении положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра".
Сейчас предусмотрена регистрация на бирже таких договоров на зерновые (пшеница и меслин, ячмень, кукуруза). На основе цен этих экспортных контрактов формируется индикативная цена, которая используется для расчета экспортной пошлины на пшеницу, ячмень и кукурузу в рамках зернового демпфера, который действует в РФ со 2 июня этого года.
С 1 сентября в РФ начнет действовать демпфер при экспорте подсолнечного масла. Его нынешний механизм предусматривает введение плавающей вывозной 70%-ной пошлины. Ее будут взимать с разницы между базовой ценой ($1 тыс. за тонну) и индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц), уменьшенной на величину корректирующего коэффициента ($50 за 1 тонну). Для установления индикативной цены Минсельхозу поручено вести постоянный мониторинг рынка.
Как следует из документа, по оценке представителей Национальной товарной биржи (НТБ, входит в группу "Московская биржа"), для организации мониторинга цен на подсолнечное масло, предложенного Минсельхозом, необходим шестимесячный период.
Рабочая группа обратилась с просьбой к ФАС в возможно короткий срок проработать вопрос о целесообразности организации мониторинга цен на подсолнечное масло путем наблюдения и регистрации биржевых котировок и/или внебиржевых индексов.
Предполагается, что Минсельхоз доложит информацию по вопросу мониторинга цен на подсолнечное масло на заседании таможенной комиссии.
В Минсельхозе оперативно не ответили на запрос о деталях предложенного механизма.
Между тем, согласно документам группы, Масложировой союз считает нецелесообразным это нововведение. В союзе "Интерфаксу" это подтвердили.
"На сегодняшний день на рынке немного игроков, кто занимается переработкой и экспортом растительных масел по сравнению с производителями масличных и зерна, порядок взаимодействия уже определен и работает, - заявил представитель объединения. - Рынку биржевая торговля маслом не нужна, введение дополнительных механизмов регулирования станет бюрократическим и экономически избыточным препятствием для ведения бизнеса".
Как считает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, надо подумать, стоит ли вводить этот механизм. "Этот рынок не очень ликвидный, сделок, в отличие от рынка зерна, гораздо меньше", - сказал он.
По его словам, предложенный ранее механизм расчета пошлины понятен отрасли. "Он действует на основе индекса группы балтийских портов минус цена доставки (корректирующий коэффициент). Там есть большая ликвидность, а доля случайностей и субъективного фактора небольшая, - заявил Рылько. - Надо думать и сравнивать, стоит ли переходить к индексу неизведанному, который получается в результате регистрации экспортных контрактов".
Между тем, как считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, предложение Минсельхоза вполне логично с учетом того, что такой механизм действует в зерновом демпфере. "Есть отлаженная схема расчета пошлин на зерно. Необходимо начинать и регистрацию экспортных контрактов на подсолнечное масло и на основании этого уже рассчитывать все - и индикативные цены, и пошлину", - заявил он "Интерфаксу", напомнив, что это предложение не новое. В свое время Зерновой союз предлагал перевести на биржу регистрацию экспортных контрактов и на масло, и на масличные.
"Если уж проводить мониторинг, то по единой схеме - как по зерновому демпферу, - сказал он. - В таком случае все контракты будут прозрачными. Этот как раз одна из задач государства - обеспечить прозрачность на рынке".
Зерновой демпфер предусматривает плавающую пошлину на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя, которая рассчитывается на основе ценовых индикаторов с ценой отсечения по пшенице в $200 за тонну, по кукурузе и ячменю - в $185 за тонну. Ее размер составляет 70% от превышения этого показателя.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение