Аналитика цен по регионам на 17.04.2024
09:15 — Внутренний рынок
12:30, 01.03.2024 — От первого лица
автор: поле

Марк Гехт: «Мы полностью поменяли подход к разработке новых гибридов»


Чем ближе посевная, тем больше дискуссий о том, какие семена сеять, учитывая государственный курс на импортозамещение. Управляющий партнер RUSEED Марк Гехт рассказал поле.рф о стратегии компании и о том, как будет развиваться российская селекция в ближайшие годы. 


— В этом году многие производители опасаются если не дефицита семян, особенно подсолнечника, сои, то снижения урожайности упомянутых культур из-за того, что импортных семян в нашу страну будет ввезено меньше из-за квот, а по сое квота и вовсе нулевая. Что вы думаете по этому поводу?

— Механизм квот как раз создан для того, чтобы регулировать ситуацию на рынке, исходя из возможностей отечественных предприятий и интересов аграриев. По подсолнечнику, кукурузе и сое точно могу сказать, что бояться нечего. Посевного материала достаточно: это и семена отечественной селекции, и иностранная продукция, которая производится внутри страны, и импорт. Если взять подсолнечник, то квота рассчитана таким образом, чтобы создать на рынке минимальный профицит.

— Можно ли сказать, что наши семена уступают по количеству и качеству урожая зарубежным? Какую урожайность демонстрируют семена, произведенные вашей компанией, в сравнении с популярными зарубежными гибридами?

— Сегодня российские селекционеры создают гибриды, которые не уступают по характеристикам иностранным аналогам. Они адаптированы к нашим климатическим условиям, имеют высокую урожайность, устойчивы к вредителям и болезням.

Наша компания постоянно организует демонстрационные посевы в разных регионах, и мы видим отличные результаты. Например, наш гибрид Сурус по итогам испытаний в прошлом году в Оренбургской области обошел ряд зарубежных продуктов по масличности и урожайности (22 центнера с гектара против 20,3 центнера с гектара и 18,8 центнера с гекатара у популярных иностранных аналогов), гибрид Статус продемонстрировал меньшее содержание сора (9,2% против 14,6% у популярного зарубежного аналога).

В промышленных масштабах ситуация такая же — наши клиенты, которые засеивают большие территории российскими семенами, довольны, они получают хороший урожай и зарабатывают деньги.

Но здесь важно, что для высокой эффективности нужно строго соблюдать технологию выращивания. Если начинаются отступления, показатели могут упасть. Поэтому мы организовали для наших клиентов услугу агросопровождения — наши специалисты рассказывают обо всех нюансах, которые нужно знать, чтобы получить высокую урожайность.

— В селекции гибридов каких культур российским селекционерам удалось добиться наилучших успехов, а в каких сегментах все еще наблюдается отставание? 

— Лучше всего у нас обстоят дела с озимой и яровой пшеницей, а высокая доля иностранных семян по сахарной свекле, подсолнечнику, кукурузе.

Но сегодня у нас есть все, чтобы обеспечить импортозамещение — инициативы бизнеса, научные традиции и помощь государства. Мы видим, что селекция и семеноводство стали приоритетными сферами господдержки.

В частности, запущена Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства (ФНТП), направленная на разработку отечественных решений в АПК, в том числе в области селекции. Мы в ней участвуем в составе Национального селекционно-семеноводческого консорциума.

— Когда вы представите рынку какие-то новые разработки? Какие? Расскажите в целом о вашей селекционной программе на ближайшие годы.

— В рамках ФНТП мы создадим 15 высокоурожайных гибридов подсолнечника. Первые продукты выведем на рынок в 2027 году.

Уникальность этого проекта в том, что мы полностью поменяли подход к разработке. Раньше иностранные производители представляли новый гибрид, а наши начинали догонять и выводить точно такой же. На это уходит несколько лет, и к тому моменту, как мы его сделали, у рынка уже другие требования к продукции.

Сейчас мы ориентируемся на то, что будет востребовано на рынке через три-четыре года, и под этот запрос создаем продукт.

Проект в рамках ФНТП мы делаем совместно со всеми участниками процесса создания гибрида: это генетики, селекционеры, производители семян, переработчики и товаропроизводители. И все полноценно взаимодействуют на каждом этапе — от селекции до производства подсолнечного масла. Таким образом, мы получаем четкий заказ для ученых от бизнеса и контроль за реализацией на всех этапах. Это позволит создать продукцию, которая действительно нужна рынку и будет востребована.

— Охотно ли с вами сотрудничают фермеры в части предоставления своих площадей для испытаний новых гибридов? Насколько для селекционных компаний важна совместная работа с бизнесом? Стимулируете ли вы ее каким-то образом? Каким?

— Однозначно да. Было бы странно, если бы фермеры не желали новых технологий, новых решений для повышения урожайности.

Что касается совместной работы с бизнесом – конечно, она важна. Более того, без этого взаимодействия производители просто не смогли бы функционировать, так как селекционеры создают продукт непосредственно под запрос бизнеса.  Мы внутри активно контактируем с переработчиками и фермерами, собираем обратную связь, корректируем технологии и меняем продуктовую линейку под актуальные запросы.

— Производство отечественных гибридов подсолнечника, по данным RUSEED, в 2023 году составило 12 тыс. тонн при потребности рынка в 32 тыс. тонн. Через какое время российские селекционеры смогут закрыть потребности аграриев по гибридам?

— В случае необходимости мы готовы уже в следующем году поставить аграриям нужные объемы — технически это возможно, еще успеваем посеять. Если скажут: все, никаких импортных семян, только российские, то мы справимся с этим вызовом. Так что в целом уже можно говорить о независимости от импорта по кукурузе и подсолнечнику.

Но нужно понимать, сколько отечественных семян рынок может купить и ориентироваться на то, готовы ли аграрии изменить свои предпочтения. Дело не только в продукции, нужно информационно работать с потребителями. На то, чтобы сформировать доверие, нужно время.

Сейчас мы сталкиваемся с консерватизмом аграриев, которые привыкли сеять импортные семена и не рассматривают отечественный продукт не потому, что он плохой, а потому что мало знают о нем.

Это вопрос маркетинга. Смотрите сами — транснациональные компании всегда тратили на рекламу миллиардные бюджеты. За счет этого они обеспечивали медиаприсутствие, проводили коммерческие мероприятия, организовывали демоиспытания и многое другое. В частности, значительная доля телерекламы традиционно была выкуплена глобальными компаниями.

Бюджеты локальных игроков всегда были куда скромнее, поэтому в маркетинге мы проигрывали. Только сейчас ситуация начинает меняться. Наши компании понимают, что от этого никуда не деться. Самый лучший продукт не купят, если о нем никто не знает. Поэтому появляются солидные маркетинговые бюджеты, проводятся мероприятия, чтобы убедить аграриев в эффективности российской продукции.

— На каком уровне держатся цены на российские семена? Насколько они выше прежних и как отличаются от стоимости зарубежных семян?

— Стоимость нашей продукции в среднем выросла на 10% по сравнению с прошлый годом, по некоторым позициям даже меньше. Как бы мы ни хотели сдерживать цены, есть объективные факторы — текущая рыночная конъюнктура, увеличение производственных расходов и подорожание логистики. При этом, стоимость отечественных семян гораздо стабильнее зарубежных.

По данным участников рынка, которые мы получаем, семена иностранной селекции подорожали в среднем на треть. Обоснованность новых ценников вызывает вопросы. По нашей оценке, только часть можно объяснить объективной ситуацией на рынке и снижением конкуренции.

Такое резкое повышение может иметь несколько последствий. Во-первых, это увеличение себестоимости производства товарного подсолнечника для сельхозпроизводителей. Поскольку семена занимают значительную долю в структуре себестоимости, их подорожание сказывается на общей экономике сельского хозяйства.

Также возможно снижение рентабельности производства для сельхозпроизводителей, особенно если они не могут полностью перенести увеличение затрат на конечную продукцию.

— Отмечаете ли вы увеличение спроса на ваши семена в этом году относительно прошлого? Насколько? В каких регионах и на семена каких культур этот спрос особенно увеличился?

— Да, повышенный интерес к отечественным семенам очевиден. По сравнению с прошлым годом у нас контрактация увеличилась втрое, в основном рост пришелся на регионы Приволжского федерального округа: Саратов, Самару, Оренбург. Спрос на юге и в центре страны тоже растет. И это закономерный процесс, который обусловлен качеством отечественной продукции и более стабильными ценами на нее.

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Аналитика цен по регионам на 17.04.2024
09:15 — Внутренний рынок
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы