Компании: "Крыловский государственный научный центр", ФГУП, "Красное Сормово", ПАО, "Судостроительный завод "Лотос", АО, "Окская судоверфь", АО, "Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО, "Белогородская судоверфь", ООО, "Нефтефлот", ЗАО
Еще в ноябре 2022 г. глава Росморречфлота Захарий Джиоев заявил, что России нужно 400 сухогрузов и танкеров. В апреле 2023 г. вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что до 2027 г. в нашей стране планируется построить 150 грузовых судов. Сюда же стоит добавить недавний запрос Объединенной зерновой компании (ОЗК) на 14 новых морских сухогрузов. Что же и где строится и будет строиться?
Начнем с наиболее серийного сухогруза последних лет в России – RSD59. В первую очередь эти суда активно строятся на "Красном Сормове". Так, 22 февраля 2023 г. на заводе спустили последнее из 11 судов в серии, строящейся для государственного заказчика, а 20 ноября группа из 6 теплоходов ушла в Ростов-на-Дону для дальнейшей передачи заказчику. Одиннадцатый теплоход получил имя известного промышленника и мецената Дмитрия Бенардаки. Но сухогрузная история для "Красного Сормова" на этом не заканчивается: следом на ПМЭФ-2023 подписали контракт с заводом на строительство еще 34 сухогрузов проекта RSD59.
Церемония спуска на воду сухогруза проекта RSD59 на заводе "Красное Сормово" / Фото: "Красное Сормово" Статья с фотографиями сухогрузов здесь
Крещение сухогруза на заводе "Красное Сормово" / Фото: "Красное Сормово"
Технические характеристики RSD 59:
Длина максимальная – 141,00 м;
Ширина габаритная – 16,98 м;
Осадка (в море/в реке) – 4,50/3,60 м;
Дедвейт в море при осадке 4,50 м – 7445 т;
Дедвейт в реке при осадке 3,60 м – 5112 т;
Автономность (река/море) – 20/12 суток;
Количество трюмов – 2;
Объем грузовых трюмов – 11200 м3;
Контейнеровместимость (трюм/палуба) – 252 (192/60) TEU;
Мощность ГД – 2x1200 кВт;
Экипаж/мест – 11/14 человек + лоцман;
Скорость при осадке 4,50 м – около 10,2 узлов.
Закладная секция 1301 сухогруза проекта RSD59ARC стр. № 5919 на АО "Окская судоверфь" / Фото: "Окская судоверфь", ОАО
Также 28 декабря 2023 г. на Невском ССЗ сдали заказчику первое сухогрузное судно RSD59 с отечественными ВРК – ДРК1200М. А 25 декабря 2023 г. на Окской судоверфи заложили киль сухогруза проекта RSD59ARC (версия судна для работы в арктической зоне). Кстати, недавно команда "Корабел.ру" побывала на RSD59, как раз построенном на Окской судоверфи. Обязательно переходите по ссылке, чтобы познакомиться с капитаном "Петротранса-5902"
Судно RSD59 Петротранс-5902 / Фото: Корабел.ру
Уникальный проект АРК-2023 разработки ЗАО "Си Проект" и ООО "Белогородская верфь" заложен на Белогородской судоверфи в количестве двух единиц. Сухогрузы специально разрабатывались под Беломоро-Балтийский канал с возможностью выхода в Белое море, что очень важно для ООО "Судоходная компания "АРК". Кроме того, эти суда буквально вдохнули новую жизнь в Белогородскую верфь, на которой сейчас вовсю идет полномасштабная модернизация.
Закладная доска проекта АРК-2023 / Фото: Корабел.ру
"Суда проекта АРК-2023 будут полностью строиться на Белогородской судоверфи, здесь же будут спускаться и проходить испытания. Предварительные сдаточные работы планируем завершить весной 2024 г., а передать суда в середине 2025 г. После завершения модернизации завода сможем выйти и на строительство RSD59", – генеральный директор Белогородской судоверфи Олег Нагорный.
В Тверской области заложили кили двух сухогрузов проекта АРК-2023 / Фото: Корабел.ру
Технические характеристики проекта АРК-2023:
Длина габаритная – 118 м;
Ширина габаритная – 13,6м;
Осадка река/море – 3,6/4,5;
Дедвейт – 3100/4700;
Контейнеровместимость – 252 шт;
Максимальная мощность ГД – 2х800;
Скорость хода – 10 узлов;
Автономность – 11 суток.
Сухогрузы проекта 00108, разработанные КБ "Вымпел", строятся на судостроительном заводе "Лотос" (входит в ЮЦСС) в количестве четырех единиц. Головное судно заложено 4.05.2023 г., два последних судна одновременно заложены 29.06.2023 г.
Проект 00108 / Фото: Корабел.ру
Технические характеристики проекта 00108:
Наибольшая длина – 141 м;
Ширина – 16,9 м;
Высота борта – 6,3 м;
Объем грузовых трюмов – 12 тыс. куб. м;
Дедвейт в море – 9200 т (при осадке 5,3 м);
Дедвейт в реке – 5000 т (при осадке 3,6 м);
Скорость – 10 узлов.
"Астраханская область – ключевой участок этого маршрута. Несмотря на санкции, наблюдается рост грузооборота через астраханские терминалы. Поэтому крайне необходимо строить современные суда. Уверен, что коллектив завода успешно с этим справится", – губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.
Сухогруз-контейнеровоз проекта 00108 / Фото: пресс-служба АО КБ "Вымпел"
Кстати, проекту 00108 скорее всего суждено стать серийным, так как в рамках льготного лизинга судов водного транспорта, утвержденного распоряжением Правительства РФ, до 2027 г. планируется построить 21 контейнеровоз.
СУХОГРУЗ №303 / Фото: "Лотос", СЗ ОАО
Также на судостроительном заводе "Лотос" продолжается строительство RSD49, у которого появился новый заказчик – Иранская республика. Сухогруз разработки Морского инженерного бюро (МИБ) готов на 80%.
Морской сухогрузный теплоход проекта RSD49 / Фото: АО "Волга-флот"
Технические характеристики проекта RSD49:
Длина максимальная –139,95 м;
Ширина –16,5 м;
Высота борта – 6 м;
Осадка в море / в реке – 4,7 / 3,6 м;
Дедвейт в море / в реке – 7154 / 4518 тонн;
Объем грузовых трюмов –10920 м3;
Количество трюмов – 3 шт.;
Объем балластных танков –3959 м3;
Мощность и тип ГД –2 х 1200 кВт (WARTSILA 6L20) кВт
Скорость (при осадке 4,7 м и 85% МДМ) – 11,5 узлов;
Автономность –20 суток;
Экипаж / мест –10 /12 чел.
Весьма интересные суда проекта RSD71 строятся на Окской судоверфи в количестве четырех единиц разработки МИБ. Суда были специально разработаны под грузовую базу Волжского пароходства. Основное преимущество нового проекта перед предыдущими сухогрузами в универсальности, гарантирующей эффективную работу судна как в море, с дедвейтом 7170 тонн, так и в реке, дедвейт 4380 тонн. Также теплоходы будут соответствовать всем современным международным экологическим требованиям. Всего Волжское пароходства хочет построить до 20 таких сухогрузов.
Закладка судна "Конструктор Егоров" проекта RSD71 для Волжского пароходства / Фото: "Морское Инженерное Бюро", ООО
Технические характеристики проекта RSD71:
Длина максимальная – 119.96 м;
Ширина габаритная – 16.98 м;
Осадка (в море / в реке) – 4.90 / 3.60 м;
Дедвейт (в море / в реке) – 7173 / 4395 тонн;
Мощность ГД – 2x1180 кВт;
Скорость – 11.0 ±0.3 узлов;
Количество грузовых трюмов – 1;
Объем грузового трюма – 9063 м³;
Автономность – 20 суток;
Экипаж – 11 человек + лоцман.
В Нижегородской области спущено на воду судно проекта RSD71 / Фото: "Окская судоверфь", ОАО
Интересный факт. Один из сухогрузов, спущенных 25.10.2023 будет носить имя своего идейного вдохновителя Геннадия Вячеславовича Егорова (руководителя МИБ, годы жизни: 1966-2021), а именно – "Конструктор Егоров". Ещё три других судна также получили почетные имена: выдающегося деятеля водного транспорта, последнего министра речного флота РСФСР Леонида Васильевича Багрова (1978-1990), руководителя ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря", почетного работника морского флота, почетного работника транспорта России Владимира Владимировича Ерыгина (1955-2020) и выдающегося отечественного хирурга, Героя Социалистического Труда, академика РАМН, почетного гражданина Нижнего Новгорода и Нижегородской области Бориса Алексеевича Королева (1909-2010).
Контракт на RSD34L подписан между заказчиком и ЗАО "Нефтефлот" 25.09.2023 г. Проект разработан Морским инженерным бюро для перевозки генеральных и навалочных грузов (в том числе зерна), пакетированных пиломатериалов, круглого леса, металлолома, металла в связках и рулонах, крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов, угля, опасных грузов классов 1, 2, 3, 4, 5, 6.1, 8, 9 в соответствии с МК МПОГ и грузов категории "В" из МК МПНГ. Цена контракта составила 3,4 млрд. рублей. Сроки сдачи судов – 30.11.2025 г.
Проект RSD34L / Изображение: МИБ
Технические характеристики проекта RSD34L:
Длина максимальная – 119,9 м;
Ширина габаритная – 16,98 м;
Дедвейт река/море при осадке 3,8 м – 4760 / 5150;
Автономность по топливу – 25 суток;
Количество грузовых трюмов – 2;
Размеры грузовых трюмов (l x b x h), м:
1 трюм - 22.75 x 13.20 x 8.40;
2 трюм - 61.75 x 13.20 x 8.40;
Объем грузовых трюмов – 9100 м³;
Мощность ГД – 2 x 750 кВт;
Скорость – 10 узлов;
Экипаж – 11 человек + лоцман.
Два макета крупнотоннажных зерновоза дедвейтом 40 000 и 60 000 тонн были представлены на "НЕВЕ 2023" Крыловским государственным научным центром (КГНЦ). Техническое проектирование судов осуществляет ЦКБ "Балтсудопроект".
Макет зерновоза от ЦКБ "Балтсудопроект" / Фото: Корабел.ру
"Мы работаем в тесном взаимодействии с потенциальными судовладельцами и грузовладельцами. В июне 2023 г. в Крыловке трудилась рабочая группа во главе с Министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым. На этой встрече в практически готовый технический проект были внесены изменения. И эти изменения были связаны с требованиями потенциальных судовладельцев. В настоящее время мы находимся на этапе завершения технического проекта. Он будет защищаться в ноябре. И у нас есть уверенность, что результат защиты будет положительным", – генеральный директор ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Олег Савченко на "НЕВЕ 2023".
Макет зерновоза от ЦКБ "Балтсудопроект" / Фото: Корабел.ру
По данным Минсельхоза России за 10 лет таких балкеров необходимо будет построить около 60 единиц. Как отметил наш собеседник, это действительно вызов для отрасли, ведь с таким количеством судов по отдельности не сможет справиться ни один из судостроительных заводов. Поэтому Крыловка совместно с ОСК и ЦТСС ведет интенсивные консультации по определению операционной цепочки строительства, которая позволит грамотно решить поставленную государством задачу. И прежде всего речь идет об энергетических установках.
Сухогруз проекта RSD 59 у причальной стенки Невского ССЗ / Фото: Корабел.ру
А на этом наш краткий обзор по строящимся сухогрузам завершается. Всем приятных выходных и до скорой встречи. А если мы вдруг упустили какое-то судно, обязательно напишите, и мы его включим.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение