Исследования компании «РБК Исследования рынков»
Российский рынок молока и молочных продуктов за последние несколько лет претерпел существенные изменения. Непростые торгово-экономические отношения с Белоруссией, взаимные санкции России и Запада, активное развитие крупнейших продуктовых сетей, успешные примеры развития фермерских лавок и другие факторы способствуют трансформации отрасли, а также появлению и исчезновению сетей по продаже молока и молочной продукции. В рамках исследования «Торговые сети по продаже молока и молочных продуктов 2016» аналитики «РБК Исследования рынков» проанализировали ключевые тенденции рынка.
Торговые сети по продаже молока и молочной продукции стали активно развиваться с середины 2004-го по 2007 год. Этому способствовали: повышение уровня доходов населения и активный рост российской экономики, стремление населения покупать свежую и натуральную / фермерскую продукцию с коротким сроком хранения, восстановление производственных мощностей сельхозпроизводителей и высвобождение дополнительных средств на развитие розницы.
В нынешней реальности факторы создания торговых сетей по продаже молока и молочных продуктов существенно изменились:
* увеличилась доля крупных сетевых игроков, ужесточился закон «О торговле», уменьшились возможности сбыта собственной продукции через сети;
* кризис и оптимизация ассортимента крупнейших сетей не позволяют сбывать производителям и дистрибьюторам молока и молочных продуктов весь ассортиментный ряд;
* население в крупных городах все больше внимания обращает на фермерские продукты и здоровое питание, все больше доверяет локальным брендам («крафтовизация» экономики), что ведет к росту спроса в отдельных сегментах, которые успешно занимают специализированные магазины;
* рост наценки торговых сетей приводит к логичному появлению сетевых специализированных магазинов, способных реализовывать собственную продукцию с наценкой ниже, чем у крупнейших сетей. Подобный эффект связан как с меньшей шириной ассортимента и специализацией на одной группе продуктов, так и с собственным производством.
Магазины производителей могут достичь более низкой цены за счет отсутствия наценки дистрибьюторов и необходимости платить премию сетям, а также благодаря наличию собственной логистики и других условий. У крупнейших федеральных ретейлеров, за редкими исключениями, наценка на молочную продукцию составляет от 25 до 50%. Небольшие магазины производителей могут продавать продукцию с наценкой в 10-25% за счет меньшей площади магазинов, меньшего количества персонала и другого. В случае с магазинами-агрегаторами (такие магазины не производят продукцию сами, но имеют контракты о прямой поставке под собственной маркой – например, «Вкусвилл») наценка не всегда ниже, чем в крупных сетях. Но если она ниже, то это достигается за счет масштабов работы и низких издержек. Фактически, это магазины СТМ, так как они работают с производителями напрямую.
В настоящее время на территории России действует более двух тысяч сетевых магазинов по продаже молока и молочной продукции, большая часть которых приходится на крупнейшие города. Оценка влияния наиболее важных изменений в потребительском поведении и розничной торговле на развитие сетевых специализированных магазинов представлена ниже.
КРУПНЕЙШИЕ СЕТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОДТАЛКИВАЮТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОТКРЫВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ РОЗНИЧНЫЕ МАГАЗИНЫ
В 2016 году Топ-10 продуктовых ретейлеров увеличили свою долю в розничном обороте продуктами питания до 27,3% (рис. 1, 2).
Максим Боровиков,
ведущий аналитик
«РБК Исследования рынков»
Опубликовано в журнале RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение