Европейская комиссия опубликовала проект трансграничного углеродного регулирования (ТУР), который разрабатывался ею больше года. В качестве цели регулирования декларируется предотвращение рисков "углеродных утечек". В частности, Еврокомиссия предложила постепенно к 2026 году ввести в ЕС сбор на импорт определенных товаров, производство которых потребовало высоких выбросов CO2. О том, как внедрение механизма скажется на российской молочной отрасли, Milknews рассказал менеджер по взаимодействию с органами государственной власти Союзмолоко Даниил Бобков.
В связи с тем, что сельское хозяйство не входит в перечень отраслей, затрагиваемых механизмом ТУР, на текущем этапе не ожидается какого-либо существенного влияния на российскую молочную отрасль со стороны нового регулирования в Европейском союзе.
При этом, исходя из недавно принятого Федерального закона № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и проектируемых подзаконных актов к нему, некоторые предприятия молочной отрасли могут подпадать под обязательные требования в части подачи климатической отчетности. В сельском хозяйстве подсчет выбросов достаточно трудоемкий, поскольку сложно выявить все факторы и источники, нет конкретной «трубы», откуда шел бы поток парникового газа, либо условной «котельной», где заранее известен объем сожженного топлива.
Сейчас идет активное обсуждение деталей российского регулирования, в частности, того, как именно будут подсчитываться выбросы: если методологию упростить, это поможет производителям молока сократить издержки на подсчет выбросов и подачу отчетности. Однако такой подход может и навредить: если будут установлены целевые показатели по снижению выбросов (а такое право, исходя из ФЗ, у Правительства есть), то исполнять их в условиях упрощенной методологии будет сложно. К примеру, простая формула «литр молока на фиксированный коэффициент пересчета в СО2-эквивалент» не дает возможности продемонстрировать снижение углеродоемкости продукта с помощью изменения состава кормов, обращения с отходами животноводства, улучшения продуктивности за счет селекции и других рациональных мер. В целом же сельское хозяйство считается отраслью с относительно низким потенциалом снижения выбросов.
В Европейском союзе, помимо схемы торговли квотами, в которую сельское хозяйство не входит, есть и другие механизмы по снижению общего объема выбросов парниковых газов. Например, Единой сельскохозяйственной политикой ЕС предусмотрены специальные выплаты тем фермерам, которые выполняют прочие обязательные требования и берут на себя добровольные обязательства по выполнению климатических проектов.
В российском регулировании в настоящий момент возможность выполнения климатических проектов также предусмотрена, однако о потенциальных мерах господдержки таких проектов, в том числе в отрасли сельского хозяйства, информации нет.
В целом же в мире прямые требования по ограничению выбросов в сельском хозяйстве крайне редки: исключение составляет только Новая Зеландия – в стране порядка половины выбросов приходится на АПК, и с 2025 года отрасль включают в систему торговли углеродными единицами. В России доля выбросов от сельского хозяйства в общем объеме многократно ниже и не имеет тенденции к взрывному росту.
В итоге, ключевым вопросом на сегодняшний день является выбор взвешенного подхода к регулированию сельского хозяйства в климатической сфере с учетом примера Европейского союза и прочего зарубежного опыта.
| Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
|---|---|---|---|---|
ЦФО |
39000.00 | + 200 | 39500.00 | + 200 |
ПФО |
38000.00 | + 500 | 38500.00 | + 200 |
СКФО |
41000.00 | + 0 | 42900.00 | - 100 |
ЮФО |
41000.00 | + 0 | 42500.00 | - 300 |
СФО |
37000.00 | + 0 | 38000.00 | + 0 |
| Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
|---|---|---|---|---|
ЦФО |
94500.00 | + 900 | 95000.00 | + 500 |
ЮФО |
96500.00 | + 900 | 97000.00 | + 1200 |
ПФО |
95000.00 | + 1300 | 95500.00 | + 1000 |
СФО |
93000.00 | + 1000 | 93500.00 | + 900 |
Обсуждение