Сегмент майонезов сегодня:
· Россия – второй по величине рынок майонеза после США, на нее приходится 14% мирового рынка.
· Российский майонезный рынок близок к насыщению. Потребительский спрос на майонез в России практически полностью удовлетворен.
· Рынок майонезов достаточно хорошо представлен как отечественными, так и импортными производителями, особенно в Москве. Тем не менее, потребители предпочитают покупать продукцию российского производства. Предпочтение отечественной продукции связано с воспринимаемой натуральностью и более низкой стоимостью товара.
· В последние годы отмечается снижение потребления импортного майонеза. По оценкам экспертов, импортная продукция занимала 25-28% рынка в 1998 году, 3-4% в 2003 году. Сегодня в качестве основных импортных брендов на нашем рынке выступают Heinz и Hellmann’s.
Потребитель майонезов: как он выбирает?
· Майонез - самый массовый в употреблении готовый соус. В настоящее время рынок майонеза отличается большим разнообразием, особенно в Москве. На рынке готовых соусов постоянно появляются новые марки майонеза, расширяется ассортимент уже существующих марок.
· Частота потребления. Майонез воспринимается потребителями как повседневный семейный продукт. Около 60% участников исследования включает майонез в свой рацион ежедневно или почти ежедневно. 36% опрошенных употребляют майонез в пищу не реже 2-3 раз в неделю. И лишь 4% раз в неделю.
· Частота покупки. Большинство респондентов покупают майонез раз в неделю и чаще.
o Две трети респондентов за одну покупку приобретает 1 упаковку майонеза, 30% - 2 упаковки, 10% - 3 и более.
o В регионах обычно за одну покупку приобретается одна упаковка майонеза, в Москве – две.
· Наибольшей популярностью пользуются такие марки, как «Calve» («Юнилевер – СНГ»), «Слобода» («Эфко», Москва). В Москве в тройку лидеров по употреблению входит также марка «СКИТ» («СКИТ», Москва), в Ростове – «Ростовский» («ЛБК»). В Самаре большим спросом пользуются локальные бренды «Провансаль» (Самарского МЖК, Самара) и «Орикс» («Эдельвейс», Самара).
· Отношение к разновидностям. В структуре рынка среди разновидностей «оливковый» майонез лидирует во всех регионах исследования. Но его долю приходится 85% потребителей. Второе место по популярности занимает майонез «провансаль», его употребляют 60% опрошенных. Менее 20% приходится на «легкий» майонез и «салатный».
· Предпочитаемые добавки. Среди майонезов с добавками наибольшей полярностью пользуется майонез с зеленью, паприкой, сыром и чесноком.
· Жирность майонеза. Жители Москвы и Ростова-на-Дону предпочитают употреблять майонез средней жирности. В Самаре чаще приобретают высококалорийный майонез.
o Несмотря на активно проводимую компания здорового питания (с низким содержанием жира), «легкий» майонез занимает третью позицию во всех регионах исследования.
o Жирность не является ключевым фактором при выборе майонеза, часть респондентов вообще не обращает внимания на жирность при покупке.
o Лидирует по употреблению «легкого» майонеза Ростов-на-Дону. В этом регионе помимо национальных брендов, имеющих в своем ассортименте «легкий» майонез, большая представленность низкокалорийных майонезов местных производителей («ЛБК», Краснодарский МЖК).
· Факторы выбора при покупке. При покупке майонеза респонденты обращают внимание на (в порядке убывания):
1. качество продукта,
2. стоимость,
3. вкус (вкусный, невкусный),
4. торговую марку,
5. производителя.
· Упаковка. Лидирующие позиции на рынке майонезов занимает упаковка дой-пак. Такое положение дой-пак объясняется тем, что в такой упаковке продаются практически все майонезы марок-лидеров.
o Наиболее часто покупаемый объем упаковки – 250 г. Майонез в упаковке такого объема покупает порядка 80% опрошенных.
o Второй по полярности объем – 500 г, такой объем половина респондентов в регионах, однако в Москве майонез такого объема приобретает не более 1% опрошенных.
Таблицы
Таблица№1. Популярность торговых марок
Торговые марки |
Москва |
Ростов-на-Дону |
Самара |
“Calve” |
82% |
63% |
18% |
«Слобода» |
45% |
38% |
26% |
«Скит» |
35% |
- |
- |
«Моя семья» |
12% |
20% |
3% |
«Провансаль», Самарский МЖК |
- |
- |
60% |
«Орикс» |
- |
- |
33% |
«Ростовский», ЛБК |
- |
29% |
- |
«МЖК» |
12% |
- |
- |
«Мечта хозяйки» |
7% |
11% |
|
«Ряба» |
8% |
5% |
2% |
«Балтимор» |
7% |
1% |
2% |
«Золотая семечка» |
1% |
10% |
1% |
«Альтеро» |
7% |
- |
- |
Другая марка |
29% |
23% |
23% |
Таблица №2. Ситуация использования майонеза
Ситуации использования |
В целом |
Москва |
Ростов-на-Дону |
Самара |
Для салатов |
90% |
92% |
88% |
89% |
Для вторых блюд |
71% |
67% |
68% |
84% |
Для бутербродов |
64% |
58% |
76% |
64% |
Для первых блюд |
57% |
44% |
54% |
83% |
Для приготовления пиццы |
27% |
22% |
35% |
29% |
Для запекания |
26% |
22% |
25% |
38% |
Для приготовления соусов |
24% |
22% |
33% |
20% |
Для выпечки |
24% |
21% |
16% |
37% |
Для употребления в чистом виде |
13% |
4% |
25% |
20% |
Светлана Максимова,
Агентство a2z marketing
Материал подготовлен на основе собственного исследования, проведенного осенью 2004 г.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
32900.00 | + 1950 | 33200.00 | + 2000 |
ПФО |
32000.00 | + 1690 | 32500.00 | + 1500 |
СКФО |
33000.00 | + 1350 | 33500.00 | + 1500 |
ЮФО |
33000.00 | + 1500 | 33500.00 | + 1500 |
СФО |
33000.00 | + 1000 | 34000.00 | + 1000 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
74000.00 | + 1000 | 74500.00 | + 1000 |
ЮФО |
73000.00 | + 1000 | 75000.00 | + 1000 |
ПФО |
73500.00 | + 1500 | 75000.00 | + 1800 |
СФО |
74000.00 | + 500 | 76000.00 | + 1100 |
Обсуждение