09:53, 28.07.2005 — Новости

Заграница нас раскупит


На прошлой неделе компания Sun Interbrew (российская "дочка" международного концерна InBev) официально объявила о приобретении компании "Тинькофф". Незадолго до этого отдали свой бизнес в хорошие (западные) руки владельцы компаний "Комбинат имени Степана Разина", "Мултон" и "Петросоюз", а еще несколько десятков петербургских предпринимателей готовы последовать их примеру. В тонкости процесса смены бизнесом "гражданства" вникал корреспондент "ПП" Алексей Федоров.

Как правило, желание продать бизнес у наших предпринимателей возникает раньше, чем у иностранцев желание его купить. И если прежде о смене владельца компании становилось известно уже после того, как на договоре высохнут чернила, сегодня российские компании все чаще стали заявлять о поиске инвестора открыто. "Бодаться" с мультинациональными корпорациями очень сложно, - комментирует предпродажную активность таких компаний Глеб Огнянников, руководитель петербургского отделения инвестиционного фонда Trigon Capital (этот фонд покупал для западных инвесторов долю в сети кофеен "Идеальная чашка" и в мясоперерабатывающей компании "Пит-Продукт"). - Вопрос не в том, выиграете вы или проиграете, а в эффективности использования ресурсов. Грубо говоря, какова будет рентабельность вашего бизнеса в течение ближайших лет, если вы будете бороться с Unilever или Соса-Соlа. Можно зарабатывать 5% в год, отдавая все на рекламу и борьбу. А можно сейчас получить хорошие деньги и вложить их в другие секторы рынка, где рентабельность составит 15-20-25%".

Как они покупают
В деталях процесс приобретения иностранцами местных компаний выглядит так. После принятия решения о выходе в Россию в страну высылаются "разведчики", которые находят потенциальные компании для инвестирования. По словам Огнянникова, обычно иностранцев интересуют игроки номер один, два, максимум, три. Впрочем, возможно и отступление от правил. Так, мировые пивные гиганты, нацелившиеся на российский рынок пива целиком, сегодня вкладываются в компании независимо от размера и доли на рынке. Подтверждением этому как раз служит сделка с бизнесом Олега Тинькова.
В большинстве случаев зарубежные инвесторы готовы предложить за российскую компанию неплохую цену, даже с учетом традиционного дисконтирования российских активов. Хотя раньше иностранцы были более щедрыми. Так, $400 млн., за которые в 2002 году Heineken купил пивзавод "Бочкарев", эксперты называли завышенной ценой, а глава "Балтики" Таймураз Баллоев тогда же заявил, что за эти деньги можно было построить четыре таких завода. Сегодня иностранные инвесторы, лучше изучившие наш рынок, предлагают более адекватную цену. $501 млн. за "Мултон", контролирующий четверть российского рынка соков, - вполне справедливая, по мнению экспертов, цена.
Если владельцы российской компании готовы рассматривать вариант продажи, готовится инвестиционный меморандум с описанием бизнеса компании, подписывается протокол о намерениях с предварительными параметрами сделки и начинается так называемый процесс "дью дилиженса" (due dilligence) - проверка на соответствие фактического статуса компании заявленному. Как правило, проводятся юридическая, финансовая проверки и проверка собственно бизнеса. Могут проверяться и дополнительные параметры, например, воздействие компании на окружающую среду. Глеб Огнянников выделяет две основных причины возникновения разногласий по результатам "дью дилиженса": налоги и непонимание иностранцами отдельных особенностей российского законодательства. В первом случае вполне нормальная, по мнению собственника, схема оптимизации налогов внешними аудиторами признается "недостаточно корректной". Во втором случае, например, могут возникнуть проблемы с тем, что компания имеет краткосрочный договор аренды земли.
После того как разногласия улажены, сделка согласуется с российскими антимонопольными органами. Впрочем, это требуется далеко не всегда, поскольку формально объектом сделки часто выступают безвестные оффшорные фирмы. Что касается других официальных органов, то они не принимают прямого участия в частных сделках, но, по словам председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимира Бланка, "очень часто инвесторы получают экспертное мнение правительства по поводу целесообразности, возможности, рисков и последствий таких действий".

Полгода на процесс
Если процедура "дью диллиженса" пройдет удачно, то на весь процесс покупки компаний уходит от нескольких месяцев до полугода. По крайней мере, именно в такие сроки было завершено большинство проведенных в этом году сделок. В то же время готовиться к выходу на рынок иностранная компания может годами. Например, лидер мирового ритэйла компания Wal-Mart еще в прошлом году открыла в Москве технический офис для изучения рынка. В августе 2004 года на уровне слухов появилась информация, что представители Wal-Mart сделали предложение о покупке владельцам питерской сети гипермаркетов "Лента". Но пока эта информация не подтвердилась.
Впрочем, если данная конкретная сделка и не состоится, на ситуацию в целом это не повлияет. Российский рынок продолжает расти и привлекает все большее внимание западных компаний. По прогнозам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в 2005 году иностранцы вложат в российские активы $14 млрд., в 2006 г. - $19 млрд., а в 2007-2008 гг. - по $25 млрд. Учитывая это, можно предположить, что рано или поздно иностранцы купят все интересующие их в Петербурге компании.

Бизнес for sale

Пищевка
В первую очередь иностранцев интересуют предприятия пищевой промышленности. Из петербургских лидеров российского рынка, которые вполне могут стать объектами продажи, называют рыбный комбинат "РОК-1", "Кронштадтский мясоперерабатывающий завод", "Колпинский пищевой комбинат", "Кондитерскую фабрику им. Н.К.Крупской", компании "Балтимор", "Петмол" и др.

Торговля
Иностранцев могут заинтересовать петербургские торговые сети. После IPO "Пятерочки" и приобретения ею сети "Копейка" объектами потенциального интереса со стороны инвесторов стали компании "Лента" и "О'Кей".

Технологии
Еще один перспективный для западных вложений - рынок высоких технологий. Так, американский фонд Insight Venture Partners, купив в 2002 году петербургскую IT-фирму "Аэлита" за $10 млн., через два года перепродал ее за $115 млн. Совсем недавно стало известно, что японская группа Sumitomo приобрела блокирующий пакет акций российского производителя мелодий, картинок и игр для мобильных телефонов SPN Digital. Стоит отметить, что это первый пример иностранных инвестиций в такую новую отрасль, как производство мобильного контента.

Остальные
Другие рынки западным инвесторам пока не очень интересны. Так, по формальным признакам к развитым относится строительный бизнес. Но высокие административные риски и непрозрачность большинства строительных компаний отпугивают потенциальных западных покупателей. Впрочем, ситуация будет меняться и некоторые строительные компании уже сейчас готовятся к выходу в перспективе на IPO на Западе.

Предприниматель Петербурга

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-05-24
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
32900.00 + 1950 33200.00 + 2000
ПФО
32000.00 + 1690 32500.00 + 1500
СКФО
33000.00 + 1350 33500.00 + 1500
ЮФО
33000.00 + 1500 33500.00 + 1500
СФО
33000.00 + 1000 34000.00 + 1000
на 2024-05-24
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
74000.00 + 1000 74500.00 + 1000
ЮФО
73000.00 + 1000 75000.00 + 1000
ПФО
73500.00 + 1500 75000.00 + 1800
СФО
74000.00 + 500 76000.00 + 1100

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы