ЕС. Обзор рынка зерновых на 07.05.24 г.
17:30 — Обзоры по экспорту и импорту
Обзор USDA май 2024. Первый прогноз на сезон 2024/2025
02:40 — Обзоры по экспорту и импорту
10:56, 01.07.2008 — Новости
автор: OilWorld.Ru

Грозит ли Европе энергетическая деиндустриализация



Горючая смесь

Сергей Панкратов

Журнал "ИТОГИ"

Вырастить альтернативные "зеленые" энергоресурсы в условиях энергетического кризиса будет непросто. На фото: около полутысячи фермеров вывезли на улицы Тулузы агротехнику с пустыми бензобаками
(Фото: ERIC CABANIS/AFP)


Вот уже месяц Европу лихорадит от забастовок и стихийных акций протеста против роста цен на топливо. Испанские и французские рыбаки блокируют порты, дальнобойщики Великобритании, Голландии и Франции перекрывают автострады, бельгийские и немецкие фермеры выливают молоко на землю. Европейские страны охватил топливный кризис. Целые отрасли экономики становятся убыточными из-за высоких цен на горючее. Особо массовый характер акции протеста носят во Франции, где демонстранты пытаются взять в осаду нефтехранилища и блокируют нефтяные терминалы.

"Судите сами, - говорит представитель профсоюза французских дальнобойщиков Эрик Валаде, - с начала года цены на дизельное топливо выросли на 15 процентов. Многие фирмы грузовых перевозок отправляют водителей в вынужденный отпуск. Но и это не помогает. Из-за высоких цен на горючее только с января этого года разорилось более 500 небольших компаний-перевозчиков".

У французских рыбаков своя калькуляция. Оптовые цены на рыбу не поднимались последние двадцать лет, а дизельное топливо только за пять лет выросло в цене в четыре раза. Вот и получается, что рыболовецкая отрасль Франции стала практически нерентабельной. Такая же ситуация в Испании, Португалии, Италии. Дошло уже и до побоища с полицией около штаб-квартиры ЕС в Брюсселе. Лозунги у граждан невеселые: "Брюссель, из-за тебя мы сдохнем с голоду. Спасибо!"

Заправочный туризм


Французские рыбаки решают проблему роста цен на топливо с местной полицией

"Пока не ясно, к чему приведут протесты рыбаков и фермеров, но скорее всего правительствам стран ЕС придется пойти на некоторые уступки, хотя вряд ли они будут значительными", - говорит эксперт Economist Intelligence Unit Чарльз Дженкинс. Правительства европейских стран действительно пытаются принять срочные меры, чтобы сбить накал страстей. В той же Франции власти предложили рыбакам помощь в размере 100 миллионов евро. Заметим, что законы Европейского союза не позволяют компенсировать рост цен на топливо посредством дотаций. Французский кабинет министров в данном случае действует на свой страх и риск. Но рыбаки этот смелый шаг не оценили и требуют более действенных мер - снижения акцизов. По их мнению, система налогообложения горючего, сложившаяся в тот период, когда нефть стоила 30 долларов за баррель, неприемлема сегодня, когда цена подбирается к 150 долларам.

Чтобы оценить масштаб бедствия, достаточно посмотреть на составляющие, из которых складывается цена на бензин в большинстве стран ЕС. Примерно одна треть - себестоимость горючего, еще примерно треть - прибыль производителей и треть уходит в госказну в виде налогов. Если с первой компонентой ничего поделать нельзя, то две оставшиеся можно изменить, если, конечно, производители ограничат собственную прибыль, а власти снизят налоги. Перспектива не слишком приятная. Да и к тому же как это сделать в отдельно взятой европейской стране? Здесь и так уже процветает феномен "заправочного туризма". Перекос цен на бензин привел к тому, что жители ряда европейских стран предпочитают заправляться за границей.

Расчетливые (и зажатые экологическим налогом) немцы первыми смекнули, что можно прилично сэкономить, если заправляться в соседней Чехии или Венгрии. Разница в цене доходит до 30 евроцентов за литр. В то же время датчане считают большой удачей заполнить баки в Германии (экономия 24 цента за литр). Нетрудно представить, что произойдет, если, например, в Бельгии за счет уменьшения акцизных сборов будут снижены цены на бензин. Здесь сразу же выстроятся многокилометровые очереди автомобилистов из соседних Франции, Голландии и Германии. Вывод напрашивается сам собой: акцизы нужно уменьшать или отменять вообще во всех государствах ЕС одновременно.

По-своему крамольную мысль высказал президент Франции Николя Саркози. Он предложил ввести по всей Европе фиксированный максимум на размер налога с продажи топлива. Крамольна эта идея уже потому, что акцизы на бензин в большинстве европейских стран являются важной статьей дохода госбюджета. А потому предложение президента Франции во многих столицах стран ЕС встретили, мягко говоря, без энтузиазма. Но и проигнорировать план Саркози вряд ли удастся. С 1 июля Франция возглавит Европейский союз и планирует посвятить ближайшие полгода своего председательства именно вопросам энергетики. А потому "акцизная инициатива" воспринимается уже не просто как пожелание президента Франции, а как главы государства - председателя Европейского союза.

Зачем разворачивать Гольфстрим?


Вслед за "энергетическими" выступлениями рыбаков и фермеров к акциям протеста против роста цен на топливо присоединились французские автолюбители и водители грузовиков

Накануне перехода председательских полномочий к Франции в Париже побывал глава "Газпрома" Алексей Миллер. Коль уж Франция обязалась посвятить свои усилия именно проблемам энергетической политики ЕС, то лучшее место для того, чтобы высказать свою позицию объединенной Европе, трудно было найти. По сути во всех его выступлениях можно было услышать один и тот же вопрос: "Почему Европа, испытывающая острую нехватку топлива, ставит палки в колеса "Газпрому", который делает все для того, чтобы удовлетворить потребности старого континента в энергоресурсах?" На встрече с представителями деловых кругов Алексей Миллер выразил обеспокоенность "протекционистскими тенденциями, которые начинают проявляться в ЕС". А именно попытками Еврокомиссии изобрести некое "антигазпромовское условие" с целью ограничить инвестиции российского концерна в европейскую инфраструктуру. Это то же самое, считает Миллер, что ставить барьеры на пути Гольфстрима, который обогревает всю Северную Европу.

В российском концерне понимают желание Брюсселя разнообразить источники поставок. Но зачастую диверсификация преподносится под лозунгом: кто угодно, лишь бы не Москва. Такое прохладное отношение евробюрократов вызывает недоумение еще и потому, что спрос на российские энергоносители в той же Азии (Китае, Индии) увеличивается с каждым днем. Да и на российском рынке, переживающем экономический бум, потребление газа стремительно растет, как и цены на него, явно приближающиеся к общеевропейским. И если Европа не сможет или не захочет принять дополнительные потоки российского газа, то Россия это переживет. Другой вопрос: сможет ли Европа пережить топливный кризис без российских поставок?

Представители большого бизнеса относятся к сложившейся ситуации более реалистично. Крупнейшие европейские энергоконцерны скептически относятся к рекомендации Брюсселя пересмотреть долгосрочные контракты с третьими странами и начать торговлю газом с чистого листа. Идея заключается в том, что европейские энергетические гиганты должны путем дробления не только превратиться в более мелкие фирмы, но еще и уступить часть газпромовских контрактов новичкам. Таким образом, на энергорынке появится больше продавцов и обострится конкуренция, что, по замыслу брюссельских мудрецов, должно снизить цены на газ и бензин.

Заметим, что не только в России, но и в самой Европе нововведения Брюсселя ставятся под сомнение. Крупные энергетические компании Европы абсолютно не имеют желания уступать свои российские контракты аутсайдерам рынка и тем более самораспускаться. Именно с этими старыми партнерами российская компания намерена координировать усилия, чтобы убедить еврочиновников в простой истине: нельзя рубить сук, на котором сидишь. В противном случае, предупреждают российские эксперты, на горизонте может замаячить не то что дефицит энергии, а деиндустриализация континента. Деиндустриализация Европы - реальность или же страшилка, имеющая своей целью сделать Запад более сговорчивым? Даже беглый анализ говорит о том, что дальнейшее увеличение дефицита топлива и прочих энергоносителей уже в ближайшее время сделает нерентабельными не только рыболовство и грузоперевозки, но и такие стратегические отрасли экономики, как сельское хозяйство, химическое производство, сталелитейная и автомобильная промышленность, авиация и многие другие энергоемкие сферы производства. Есть ли у Брюсселя реальные шансы решить проблему энергетического кризиса без расширения кооперации с Россией? В западной прессе называют три возможных варианта выхода из топливного кризиса.

Первый - это договориться с ОПЕК, а потом и с поставщиками газа из стран третьего мира о поэтапном снижении цен на энергоносители. Буквально на днях еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс побывал в Саудовской Аравии на международной конференции по нефти, проходившей под эгидой ОПЕК, где призвал повысить устойчивость рынка путем снижения нефтяных цен до приемлемого уровня. Однако многие аналитики сходятся во мнении, что реального влияния на мировой рынок нефти ОПЕК уже не оказывает. За последнее время эта организация не приняла ни одного решения, существенно повлиявшего на конъюнктуру.

Второй вариант решения проблемы дефицита энергоносителей - диверсификация источников энергоснабжения. Если говорить о газе, то здесь речь может идти о сооружении новых трубопроводов - из прикаспийского региона, Ближнего Востока и Северной Африки. Пока в стадии реального строительства только газопровод Nabucco, ветка которого должна пройти из южной части прикаспийского региона через Турцию в Юго-Восточную Европу.

Третий вариант Брюссель видит в альтернативных энергоисточниках, прежде всего в "зеленой энергии". Пытаясь преодолеть зависимость от нефтедобывающих государств, европейские страны стремятся перепрофилировать сельхозугодья под выращивание таких "энергоносителей", как рапс, наиболее подходящей культуры для производства биоэтанола. ЕС задался амбициозной целью довести к 2020 году уровень использования биодизеля до 10 процентов от общего количества горючего. Как результат уже сегодня в Германии из 12 миллионов гектаров земельных угодий почти два миллиона отданы под рапс. "Энергетические" культуры все активнее вытесняют пищевые.

В ЕС, впрочем, уже начинают понимать, что в погоне за поставленной целью европейские бюрократы перегнули палку. "Мы видим, что социальные проблемы, возникшие на пути к переходу на биотопливо, оказались намного серьезнее, чем это ожидалось", - говорит комиссар ЕС по вопросам окружающей среды Димас Ставрос. И это еще мягко сказано. "Социальные проблемы", возникшие в результате попытки добиться энергонезависимости от производителей нефти и газа, на деле означают голод в слаборазвитых странах и резкое подорожание продовольствия во всех остальных. А в результате даже в странах с самой развитой альтернативной энергетикой, таких как Германия, Швеция, удельный вес альтернативных источников составляет всего от 3 до 4 процентов.

Как считает большинство специалистов, в ближайшие 20-30 лет реальной замены углеводородам не будет. Похоже, в Брюсселе в это не хотят верить. Быть может, местные рыбаки и дальнобойщики окажутся убедительными?

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
ЕС. Обзор рынка зерновых на 07.05.24 г.
17:30 — Обзоры по экспорту и импорту
Обзор USDA май 2024. Первый прогноз на сезон 2024/2025
02:40 — Обзоры по экспорту и импорту
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-05-08
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29800.00 + 650 30000.00 + 840
ПФО
28940.00 + 990 29000.00 + 950
СКФО
29450.00 + 750 30000.00 + 1050
ЮФО
29250.00 + 1100 29700.00 + 750
СФО
29300.00 + 900 29500.00 + 1200
на 2024-05-08
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
72000.00 + 1000 73300.00 + 50
ЮФО
69800.00 + 0 74000.00 + 0
ПФО
71500.00 + 500 73100.00 + 100
СФО
72500.00 + 500 74900.00 - 100

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы