Инициатива направлена на недопущение спекулятивного роста стоимости различной продукции
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает расширить список товаров, на которые нельзя будет необоснованно повышать цены, пишут «Ведомости». По данным издания, в феврале служба вынесла на рассмотрение рабочей группы по регуляторной гильотине новую версию законопроекта об ужесточении контроля стоимости продукции в случае спекулятивного роста цен в 2023—2024 годах.
В прошлой версии документа летом 2022 года ФАС предлагала взять под контроль увеличение цен более чем на 30% в течение 60 дней только на социально значимые продукты питания. За это ритейлерам в случае нарушений могли бы вынести предупреждение или выписать штраф. Но этот проект в итоге получил отрицательное заключение комиссии по оценке регулирующего воздействия. Теперь ФАС убрала из документа термин «социально значимые товары». Там говорится, что формированием конечного списка продуктов в итоге должно заниматься правительство.
Представитель ФАС сообщил «Ведомостям», что предлагаемый механизм в первую очередь направлен на недопущение спекулятивного повышения цен на продукцию. О каких именно товарах идет речь, он не уточнил, отметив, что к определению «социально значимые товары» поступил ряд замечаний, связанных с тем, что этот термин не предусмотрен законодательством.
Из новой версии законопроекта также следует, что под контроль службы подпадут компании с годовой выручкой более 800 млн руб. Сейчас же антимонопольное законодательство запрещает согласованные действия только сетям, которые совокупно занимают не менее 20% рынка.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев сказал «Агроинвестору», что признает потенциальные риски применения положений законопроекта, изложенные в заключении об оценке регулирующего воздействия. В частности, непонятны критерии оценки существенного изменения уровня спроса или предложения товара. «Законопроект не дает понимания о критериях оценки согласованности действий — это может привести к признанию согласованными действиями любого однотипного поведения участников рынка, и привести к значительному росту издержек бизнеса на доказывание обратного. Есть ряд технических нюансов, которые также могут помешать исполнению требований закона», — считает он.
Зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов ранее говорил «Агроинвестору», что все предыдущие попытки регулирования цен в среднесрочной и долгосрочной перспективах не давали ощутимых результатов и сопровождались сокращением ассортимента и возникновением локального дефицита на полке. «Такие риски всегда присутствуют при внедрении механизмов внешнего регулирования. Рыночные методы, в основе которых лежит здоровая конкуренция, традиционно вносят меньше искажений в бизнес-процессы как сетей, так и поставщиков», — отмечал он.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
30950.00 | + 1150 | 31200.00 | + 1200 |
ПФО |
30310.00 | + 1370 | 31000.00 | + 2000 |
СКФО |
31650.00 | + 2200 | 32000.00 | + 2000 |
ЮФО |
31500.00 | + 2250 | 32000.00 | + 2300 |
СФО |
32000.00 | + 2700 | 33000.00 | + 3500 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
73000.00 | + 1000 | 73500.00 | + 200 |
ЮФО |
72000.00 | + 2200 | 74000.00 | + 0 |
ПФО |
72000.00 | + 500 | 73200.00 | + 100 |
СФО |
73500.00 | + 1000 | 74900.00 | + 0 |
Обсуждение